Март 2020 года заставил всю индустрию грузоперевозок изменить привычную схему работы. Возникли дополнительные траты на защиту сотрудников и решения проблем логистики. Водителей стало не хватать из-за болезни или обязательного карантина. Индустрия сумела перестроиться, мобилизоваться и восстановиться.
Как грузоперевозки изменились в период пандемии
На международную и внутреннюю перевозку грузов ограничительные меры не действуют. Но они в полной мере применяются к водителям. Роспотребнадзор отменил обязательный карантин для тех, кто выезжал за пределы РФ, но органы местного самоуправления с этим не всегда согласны и требуют соблюдать двухнедельный карантин.
Такие меры сказались на кадровом резерве и вынудили грузоперевозчиков нанимать дополнительных сотрудников. Помимо этого выросли расходы на простои, так как дополнительный медицинский осмотр на границе, снижает проходимость и увеличивает сроки доставки груза в несколько раз.
Какие меры должен применять водитель?
● проходить медицинское освидетельствование;
● пользоваться маской или респиратором при контакте с людьми;
● надевать перчатки;
● обрабатывать все поверхности, с которыми соприкасается, дезинфицирующими средствами;
● дезинфицировать кузов после рейса.
В первичными признаками заболевания (температура, кашель, насморк) водитель к работе не допускается!
Для облегчения работы, Роспотребнадзор отменил обязательный весовой контроль для перевозчиков товаров первой необходимости (медикаменты, средства защиты, продукты, детские товары). То есть допустимо превышать норматив. Для прохождения пункта контроля достаточно предъявить накладные.
Как пандемия Covid19 повлияла на грузоперевозки
2020 год стал настоящим испытанием для сегмента грузоперевозок. Пришлось экстренно менять схемы логистики и принципы работы. Весной рынок просел, владельцы автопарков терпели убытки и многие, не выдержав, закрылись.
Но даже в такой стрессовой ситуации рынок перестроился и сумел сократить потери. Меры государственной поддержки и послабления в эпидемическом контроле принесли свои плоды.
Принятые меры:
- Перевод офисных сотрудников на дистанционную работу.
После решения всех технических проблем с организацией работы офисных сотрудников, компании грузовых перевозчиков наладили эффективную работу логистов и операторов. Это позволило снизить риск вывода из строя большого количество персонала. Остальным сотрудникам, вынужденным работать на местах, обеспечили безопасную среду.
2.Активный переход на работу с сайтами и мобильными приложениями.
Даже те компании, кто давно откладывал введение онлайн-формата работы, начали срочно развивать сайты, покупать или создавать мобильные приложения. Сделано все для перехода на дистанционный заказ перевозок и отчетность. Сведены к минимуму бумажный формат и личное присутствие.
Изменения в законодательстве
Разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом», который должен начать работать с января следующего года. В нем предусмотрена возможность использовать в электронном виде транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость. Соответственно все они должны быть сформированы в государственной системе оборота документов.
Также предусмотрена возможность предъявлять при проверке контрольно-надзорными органами перевозочные документы на груз или перевозку пассажиров на электронном устройстве (смартфон, планшет).
Пока переход на электронный документооборот носит добровольный рекомендательный характер и не отменяет бумажный вариант.
Таким образом предприятия, занимающиеся грузоперевозками, сумели быстро перестроиться на новый формат работы. Зимой этого года рынок обеспечивает потребности заказчиков на 100%.
Штрафы для водителей и предприятий за несоблюдение санитарных правил
В условиях новой угрозы, Правительство вынуждено было принимать экстренные меры по сдерживанию ситуации. Поэтому были изменены несколько статей КоАП и УК. До сих пор ведутся споры о правомерности таких изменений и легитимности взимания штрафов, но обязанность оплачивать их остается неизменной.
Постановлением правительства были увеличены штрафы, назначаемые по статье 6.3 по Кодексу об административных преступлениях РФ, а также введены новые виды нарушений.
1.Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина. Статья начала применяться, несмотря на то что режим ЧС так и не введен.
● для физлиц штраф составляет 15-40 тыс. рублей
● должностные лица заплатят 50-150 тыс. рублей
● ИП 50-150 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 дней
● Юрлица 200-500 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 дней
2.Невыполнение требований СанЭпиднадзора. Ответственность за требования Роспотребнадзора также подпадает под этот пункт.
● физлица 15-40 тыс. рублей
● должностные лица 50-150 тыс. рублей
● ИП 50-150 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 дней
● Юрлица 200-500 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 дней
3.Нарушение пунктов указанных выше, но приведших к заражению или смерти, но не достаточных для привлечения по уголовной статье.
● физлица 150-300 тыс. рублей
● должностные лица 300-500 тыс. рублей или запрет на осуществление профессиональной деятельности на срок до 3 лет
● ИП 0,5-10 млн. рублей или приостановление деятельности до 90 дней
● Юрлица 0,5-10 млн. рублей или приостановление деятельности до 90 дней
То есть, если водитель не надел маску выходя из машины для разгрузки, то штраф составит до 40 тыс. рублей. Если ИП не предупредило водителей (желательно письменно) о том, что нужно носить маски, то штраф может составить уже 150 тыс. рублей.
Режим ЧС в стране так и не ввели, но разрешили каждому региону самостоятельно вводить режим повышенной готовности. Мэр Москвы Собянин воспользовался такой возможностью. Таким образом власти получили право на законное введение ограничительных мер.
Нарушение режима повышенной готовности
Штрафы за нарушение правил поведения в режиме повышенной готовности регламентируется статьей 20.6.1 КоАП РФ. Они меньше, чем при режиме ЧС, но и проступки менее серьезные.
1.Несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности или ЧС — кроме ст. 6.3 КоАП
● физлица 1-30 тыс. рублей или предупреждение в первый раз
● должностные лица 10-50 тыс. рублей
● ИП 30-50 тыс. рублей
● Юрлица 100-300 тыс. рублей
2.Повторное нарушение правил поведения в режиме готовности или ЧС, кроме ст 3.3 КоАП или действие или бездействие повлекшее вред здоровью или имуществу.
● физлица 15-50 тыс. рублей
● должностные лица 300-500 тыс. рублей или запрет на осуществление профессиональной деятельности на срок до 3 лет
● ИП 0,5-10 млн. рублей или приостановление деятельности до 90 дней
● Юрлица 0,5-10 млн. рублей или приостановление деятельности до 90 дней
Так как режим повышенной готовности вводят регионы, то и правила вводят региональные власти. Причем различия по субъектам могут быть значительными. Окончательную сумму штрафа назначает суд по каждому случаю.
За исполнением закона следят разные органы. Например в Москве и области административно-техническая и дорожная инспекция, департамент торговли и услуг, Роспотребнадзор.
В связи с юридическими спорами о правомерности применения таких мер, Правительство города Москвы и Московской области ввело дополнительный штраф в размере 5 тыс. рублей. Юридическое обоснование такому поступку до сих пор остается туманным, поэтому много случаев успешного оспаривания наказания.
Уголовная ответственность за нарушения СанПиНа
Применяется только для конкретных лиц, виновных в заражении многих людей или их смерти. Это могут быть и водители, умышленно скрывшие сиптомы, и руководители, выпустившие в рейс большого сотрудника. Незначительное действие, которое может привести к катастрофическим последствиям для многих людей.
Статья 236 УК РФ предусматривает:
1.Ответственность за нарушение СанПиНа, повлекших массовое заражение, отравление или создавшего такую угрозу.
Наказание: штраф от 500 до 700 тыс. рублей, запрет на осуществление профессиональной деятельности на срок до 3 лет, принудительные работы, ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет.
2. Ответственность за нарушение СанПиНа, повлекшее смерть одного человека в результате массового заражения, отравления.
Наказание: штраф от 1 до 2 млн рублей, принудительные работы, ограничение свободы до 4 лет, лишение свободы до 5 лет
3. Ответственность за нарушение СанПиНа, повлекших массовое заражение, отравление или создавшего такую угрозу.отравления.ия.
Наказание: принудительные работы или лишение свободы от 5 до 7 лет
Статья применяется как в случае умышленного заражения, так и не умышленного. Например, руководитель решил провести собрание и пригласил сотрудника, который должен был находиться на карантине. В результате другие сотрудники заразились и несколько человек умерло. В итоге он лишится свободы минимум на 5 лет.