Найти тему
Человек-метро

Метроитоги-2020. Оказывается есть город, который переплюнул Москву по числу открытых станций метро в 2020 году!

Оглавление

Конец года во многих организациях страны - это время, когда подводятся итоги, делаются выводы и строятся планы на следующий год. Тема метрополитена на самом деле и в этом плане достаточно ёмкая, поэтому здесь тоже можно попробовать свести итоги, которые покажут изменения в жизни российских подземок и метрополитенов родственных нам городов.

Где открывались новые участки и станции в 2020 году?

"Да тут всё и так понятно, это ж явно Москва!"

Многие из вас именно так и скажут и будут, конечно, правы, но только с точки зрения России. В марте 2020-й год принёс столице шесть новых станций и еще одну градостроительный комплекс Москвы приберёг в качестве предновогоднего подарка - седьмую станцию Электрозаводская Большой кольцевой линии ожидают открыть 31 декабря 2020 года.

Участки, открытые в 2020-м году. Схема автора
Участки, открытые в 2020-м году. Схема автора

Часть новых станций удивила своей жителей и гостей столицы (если они внимание, конечно, обратили) планировкой - ничего подобного раньше не строилось. Речь идёт о боковых платформах в сочетании с двухпутными перегонными тоннелями, где поезда ездят в "одной трубе", а не по отдельности. Таких станций открыли три - "Юго-Восточная", "Окская" и "Стахановская" в составе Некрасовской линии метрополитена.

Безусловно, двухпутные участки были и раньше - взять ту же Сокольническую линию первого пуска, но перед станциями такой тоннель всё равно делал раструб и разводил два пути по разные стороны от платформы.

Еще одной необычностью на той же линии стала станция "Нижегородская", которая в будущем станет частью огромного транспортного узла, который обеспечит пересадку пассажиров между двумя линиями метрополитена, Московским центральным кольцом и электропоездами.

Станция "Нижегородская". Автор: Nord794ub
Станция "Нижегородская". Автор: Nord794ub

Не знаю получилось ли это случайно, но московская "Нижегородская" получилась своеобразной аллюзией, ответом на нижегородскую "Московскую" - та станция тоже четырёхпутная и обеспечивает пересадку между существующими в городе двумя разными линиями метро.

Еще две станции-новички 2020 года были временно присоединены к Некрасовской линии - это Авиамоторная и Лефортово. В будущем они отойдут циклопическому Большему метрокольцу, которое в настоящий момент невероятно активно возводится.

Это то, что открыли, мы посмотрели, а того, что не открыли, но усиленно строят еще больше! В настоящее время в Москве в фазе активного строительства находится более 30(!) станций. От этой цифры у меня просто кружиться голова начинает, завидую. Молча не могу.

Неожиданный Узбекистан

В общем с Москвой-то всё понятно - метробум продолжается и впереди еще немало интересных участков. В этой связи в 2020 году больше всего смог удивить не сильно наблюдающего обывателя город, от которого совсем не ожидались новости о развитии метрополитена - это Ташкент!

Схема Ташкентского метро с новыми открытыми участками. Основа: схема Сергея Кивенко, пользователь rolly сайта https://transphoto.org/
Схема Ташкентского метро с новыми открытыми участками. Основа: схема Сергея Кивенко, пользователь rolly сайта https://transphoto.org/

В последний раз подземка столицы Узбекистана радовалась открытиям новых станций аж 19 лет назад - тогда со скрипом удалось ввести долгострой - шесть станций Юнусабадской линии (линия №3), начатые еще при советской власти.

В 2020-м же году по количеству открытых станций метро Ташкента смогло переплюнуть даже москвичей - 14, шайтан, станций!

Сперва 29 августа открыли две станции в продолжении той самой Юнус-Абадской линии - Туркестон и Юнусабад. Это привычные нашему глаза подземные колонные станции на небольшой глубине.

Юнусабад как станция еще интересна тем, что платформа и пути находятся в кривой, то есть в повороте. На территории бывшего СССР таких станций совсем немного и таких решений стараются избегать из-за осложнения эксплуатации (машинисту банально не видно своего хвоста в зеркало по одному из путей).

Приятно, что архитекторы, участвовавшие в проекте сохранили сложившийся традиционный подход к созданию облика станций - Ташкентский метрополитен славится особо монументальной красотой.

Остальные 12 станций - это 7 остановок на новой, будущей Кольцевой линии, которые открылись 30 августа, и 5 платформ на так называемой Сергелийской линии - это и вовсе новогодний подарок, открытие состоялось 28 декабря 2020 года. По большому счету самый новый кусок это продление существующей первой линии, а не новый самостоятельный участок.

Все указанные станции построены на эстакадах и поезда следуют, соответственно, на поверхности над землей.

Смотрим кольцо:

И станции свеженькой Сергелийской линии:

Как раз хорошая иллюстрация к одной из популярных прошлых статей этого блога, где мы с вами рассуждали о невероятной дороговизне метрополитена в российских реалиях.

Вот, пожалуйста, братья-узбеки втихаря буквально за два года забабахали недорогие наземные участки метрополитена и все довольны. Конечно, такой метрополитен может быть доступным и недорогим, однако по фотографиям видно, что этому, в том числе, способствовала малоэтажная застройка, которую легко можно было "оптимизировать". С многоэтажками такой фокус не пройдет. Тем не менее - узбеки-молодцы!

Долгожданное открытие в Минске

Несмотря на определенные сложности, с которыми в последнее время ассоциировалась #Беларусь в новостных сводках, нашлось место и прекрасной метроновости - минский метрополитен пополнился новой, третьей линией метрополитена, первый пусковой участок которой возводился не менее 7 лет.

Схема минского метрополитена. Источник: https://on-linemaps.ru/
Схема минского метрополитена. Источник: https://on-linemaps.ru/

Четыре новые станции построены со свойственной фирменной белорусской сдержанностью и строгостью, но не лишены как и прежде своего очарования. При этом впервые в метрополитене новые станции оборудованы защитными стеклянными ограждениями, препятствующие падению пассажиров на путь.

На этих станциях беларусы не останавливают развитие подземки и продолжают вовсю строить следующие три станции в продолжение третьей линии на юг.

Так, следующий город? А вот нет, к сожалению. На постсоветском пространстве больше нигде новых станций мы не получили в 2020-м году, однако стройка всё же идёт. Где?

Не открываем, но хотя бы строим

Во-первых, конечно, речь пойдет о Петербурге. Метро здесь очень дорогое из-за большой глубины. Сейчас в разной степени готовности находится 4 станции на двух линиях: Юго-Западная и Путиловская на новой, шестой линии и Горный Институт и Театральная на Правобережной (Линия №4).

Строящиеся станции Петербургского метро. Схема автора
Строящиеся станции Петербургского метро. Схема автора

До пуска там еще далеко - не менее 3-4 лет по самым оптимистическим прогнозам (к 2023-2024 гг). Про эти станции мы еще подробнее поговорим отдельно.

Строительство станции Горный Институт. Снимок автора. Сентябрь 2020 г.
Строительство станции Горный Институт. Снимок автора. Сентябрь 2020 г.

Казанские странности

Строят метро и в Казани. Там взялись в прошлом году за сложный и дорогой участок новой, второй линии метро. Всего в рамках работы будет построено четыре станции.

Казанский метрополитен и строящаяся вторая линия метро. Схема автора
Казанский метрополитен и строящаяся вторая линия метро. Схема автора

Выбор трассы второй линии по-прежнему вызывает вопросы. Почему всё-таки решили делать пересадку на новый участок в самом конце города, а не в центре, как это делается по канону? Казанцам виднее! Если вы понимаете задумку, напишите, пожалуйста, в комментариях.

Строительство станции "Улица Академика Сахарова" - будущая конечная второй линии Казанского метро. Автор фото: Дмитрий Канеки
Строительство станции "Улица Академика Сахарова" - будущая конечная второй линии Казанского метро. Автор фото: Дмитрий Канеки

Все четыре станции подземные, строятся открытым способом. Срок сдачи ~ 2024 год.

Турки на Днепре

В украинском городе Днепр (Днепропетровск) продолжается стройка их грустного метрополитена. Почему грустного? Да потому что с момента открытия в 1995 году короткая подземка из шести станций больше не продлевалась и по-прежнему остаётся одной из самых маленьких метросистем в мире.

Схема Днепровского метрополитена
Схема Днепровского метрополитена

Тем не менее свет в конце тоннеля брызжет! Уже не первый год специалисты из турецкой компании Limak продолжают строительство сразу трёх новых станций в центральной части города: Театральная, Центральная и Музейная.

Все станции глубокого заложения. На беду днепровчанам грунт в городе очень сложный - трещиноватая скала еще и с водой, строить быстро не получается, широко используется буро-взрывной способ. Судя по темпам строительства, колупаться там еще не менее 4-5 лет, хотя в СМИ озвучивается 2024 год.

Киевское возрождение

Полным ходом строят метро и в столице Украины (#Украина ) - Киеве. Сейчас там возводят две новые станции на продолжении Сырецко-Печёрской линии: Мостицкая и Проспект Правды.

Схема киевского метро. Источник: https://www.imbf.org/
Схема киевского метро. Источник: https://www.imbf.org/

Станции мелкого заложения, однако присоединиться к действующему метро необходимо на большой глубине. А так стройке весьма благоволит грунт и застройка. Ввод новых станций обещают на 2021 год.

Учитывая, что ни у одной из станций еще не был раскрыт котлован, я бы мог засомневаться, если бы не знал о похождениях киевского метробуда - эти ребята умудрялись однажды с нуля построить станцию и перегонные тоннели за один год(!), поэтому скепсис пока не включаем, а пожелаем стабильности финансирования.

Алма-Ата

Самый молодой постсоветский метрополитен в декабре отметил своё девятилетие. За этот относительно небольшой срок подземка одного из крупнейших городов Казахстана (#Казахстан ) смогла немного увеличиться с 7 станций, строящихся без малого двадцать лет, до 9 кружочков на карте - 2015 год подарил алма-атинцам еще две станции - Москва и Сайран.

Схема линии метрополитена Алматы. Основа: сервис Яндекс.Карты
Схема линии метрополитена Алматы. Основа: сервис Яндекс.Карты

На этом стройка к счастью не остановилась. В настоящее время на финальной стадии работ находятся еще две станции: Сарыарка и Достык. Алма-Атинская подземка одна из немногих на постсоветском пространстве, которая располагает станциями глубокого заложения - пилонная Сарыарка станет шестой из подобных в городе.

На новом участке уже давно уложен рельсовый путь и смонтирована большая часть оборудования. При большом желании могли бы и в 2020 год сдать, однако финансовые возможности города не позволили. Открытие ожидается в декабре 2021 года. При этом строительство продолжится дальше - уже сейчас щитовые комплексы прокладывают перегонные тоннели к следующей станции западнее станции Достык.

Баку

Бакинская подземка довольно-таки неплохо развивалась, однако последние 4 года не было не одного пуска. Сейчас в столице Айзербаджана заканчивают стройку новой станции метро на третьей линии под секретным кодовым названием B3 (в миру "8 ноября"). Введут её в 2021 году.

В Азербайджане 8 ноября будет торжественно отмечаться День Победы в Отечественной войне - решение президента. Не путать с Великой Отечественной - в данном случае речь идет о карабахском конфликте

На видео в Facebook можно посмотреть текущее состояние станции - выглядит более готовым, чем некоторые станции московского метрополитена, ожидаемые к пуску в 2020 году.

Помимо озвученной станции третьей линии продолжается строительство еще как минимум 5 станций на линии зелёной. С тем, как в #Баку организуется движение поездов в метро и планируется устраивать в будущем, можно сломать мозги.

На этой схеме еще показана коричневым железная дорога и оранжевым фуникулёр. Метро же это красный, зеленый и фиолетовый цвета
На этой схеме еще показана коричневым железная дорога и оранжевым фуникулёр. Метро же это красный, зеленый и фиолетовый цвета

Стройка метро в Баку - это практически тайна за семью печатями и поэтому зачастую приходится ориентироваться по спутниковым снимкам, которые позволяют увидеть раскрытые котлованы будущих станций, или редким инсайдам от строителей.

Котлован станции под кодовым названием Y-15
Котлован станции под кодовым названием Y-15

И даже Новосибирск

Да, в Новосибирске строится всего одна станция. Сказать по правде, рассказ про неё я добавил в знак уважения жителей сибирской столицы, в изначальной редакции не было. Почему? Сами поймёте сейчас.

Схема Новосибирского метро и станция Спортивная. Схема автора
Схема Новосибирского метро и станция Спортивная. Схема автора

Речь идёт о станции Спортивная. Любопытно, но о том, что такая станция может появиться в Новосибирске (#новосибирск ), начали задумываться еще до открытия первого участка в 1986 году.

На момент стройки подземки и метромоста через Обь от неё отказались - вокруг не было ничего, кроме лесных зарослей, однако в голове держали - в советские годы по соседству с перспективной метроостановкой на генплане города рисовали крупный спортивный объект, которому скоростная транспортная подвязка была бы весьма кстати. Но стадион так и не построили.

Теперь же стадион появится и должна появиться надземная станция "Спортивная". Почему серьезно не получается относиться к такому сооружению? Это обычное здание. По сути существующую крытую эстакаду метромоста "обнимет" по бокам капитальная пристройка с платформами и кассовым залом.

 Строительство станции "Спортивная". Источник: http://ngs.ru
Строительство станции "Спортивная". Источник: http://ngs.ru

В любом случае на фоне отсутствия стройки метро в Самаре, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде приходится радоваться и этому, хотя я уверен, и меня возможно поддержат новосибирцы, что лучше бы усилия были бы сосредоточены на продлении Дзержинской линии в сторону Волочаевского массива или Ленинской линии в сторону Площади Станиславского - туда, где живёт много людей.

Ладно, будем заканчивать на хорошей ноте. К концу 2022 года сибирская столица пополнится 14-й станцией и выглядеть она будет примерно так:

В завершении

Таким непростым и насыщенным выдался 2020-й год. Несмотря на мировое ковид-безобразие и экономические потрясения, новые станции метро в СНГ и России открывались и строились. Люди трудились и помогали сделать лучше жизнь для других людей в больших городах. И это уже очень хорошо.

Надеюсь, что год 2021-й будет всё же добрее и благосклоннее ко всем нам и с точки зрения здоровья и с точки зрения улучшения социальных благ.

Именно этого вам и пожелаю, друзья! Спасибо!

Ваша подписка станет лучшим подарком к наступающему новому году.

#блоги увлеченных людей

Последние публикации из цикла рассказов о метрополитене: