Найти в Дзене
Человек-метро

Юбилейные жетоны метро Петербурга. 50-летие станций "Елизаровская" и "Ломоносовская". Обзор новинок

Оглавление

Театр начинается с вешалки, как гласит известная поговорка, а метрополитен, стало быть, начинается с кассы и турникета. Для оплаты проезда в подземках российских городов и мегаполисов постсоветского пространства довольно длительное время использовались жетоны. А кое-где, как, например, в Петербурге, используется и по сей день.

В чём преимущество такой платежной системы, из-за чего характерные латунные монетки быстро завоевали популярность у транспортников в начале 1990-х годов?

Жетон Петербургского метрополитена
Жетон Петербургского метрополитена

Элементарно! На момент развала экономической системы старого государства и формирования оной системы нового происходил постоянный подъем цен на проезд, а поскольку в предшествующие тучные годы застоя турникеты были заточены на приём исключительно 5-ти копеечных монет, то с 1991 года пришлось экстренно перенастраивать их вкупе с монеторазменными аппаратами. Поэтому жетоны стали настоящим спасением.

  • 1961-1991 гг - стоимость проезда - 5 копеек
  • 1991 г. - 15 копеек
  • 1992 г. - четырехкратное повышение: 50 копеек - 1 руб - 2 руб - 3 руб

Именно в с марта 1992 года в Петербурге и были введены в обращение жетоны, которые по сей день остаются в ходу. Кстати, это не первый опыт использования жетонов в подземке Северной столицы - впервые латунные монеты были использованы в 1958 году, но продержались всего 3 года до всесоюзной денежной реформы.

Юбилейные жетоны

Жетон, который сейчас в ходу у петербуржцев практически тот же самый, что и 28 лет назад. Общую массу лишь немного разбавили, докупив несколько миллионов единиц нового образца в 2015 году - там другой товарный знак предприятия. Зачем докупать? А ведь разбирают на сувениры с годами, серьезно. Есть и те, кто запасался впрок накануне повышения цен на проезд и потихоньку доставал "из матраца".

Два варианта аверса условно стандартных Петербургских жетонов метро
Два варианта аверса условно стандартных Петербургских жетонов метро

В общем, подземный медяк стал своего рода символом петербургского метро и руководство предприятия не могло на это не обратить внимание.

В 2005 году в преддверии 50-летнего юбилея метро Петербурга был выпущен потрясающий набор с редкими жетонами. Всего 8 штук, вмонтированных в красочную картонную открытку. Каждый реверс юбилейного жетона содержал изображение одной из восьми станций первой очереди Ленинградского метро, открытых в 1955 году (Пушкинская тоже вошла, несмотря на открытие в 1956-м). Стоил недёшево по тем временам - 1000 рублей. Спустя год цену снизили (!) до 785 рублей.

Тот самый набор 2005 года
Тот самый набор 2005 года

И понеслось...

Да, хотелось бы продолжать и продолжать - рассказать о всех выпущенных юбилейных жетонах, но это действительно будет очень длинная и немного однообразная публикация, поэтому сегодня мы посмотрим с вами на самые свежие жетоны, которые поступили в продажу в кассы метрополитена 21 декабря 2020 года.

Елизаровской и Ломоносовской полтиник!

Собственно говоря, тренд был задан в 2005 году. После этого каждое пятидесятилетие следующих станций также отмечалось метрополитеном новым жетоном. Не стали исключением и две станции Невско-Василеостровской линии (Линии №3) - "Елизаровская" и "Ломоносовская", открытые для пассажиров 21 декабря 1970 года.

По горячим следам человек-метро приобрёл новинки и решил показать вам.

Два новых жетона
Два новых жетона

Стоимость каждой открытки с жетоном составляет 390 рублей при номинальной цене жетона в кассах метро 55 рублей. Тираж каждого жетона 10'000 единиц, в чём, собственно, и заключается ценность.

Вообще коллекционирование жетонов, называемое в профессиональной среде вектуризмом, - оказалось делом инвестиционно привлекательным. За 15-летнюю историю было несколько примеров, когда цена жетона на черном рынке вырастала аж на два порядка (более, чем в сто раз) Я про жетон со станцией "Парнас" 2006 года, поэтому некоторые коллекционеры внимательно следят за новинками и стараются приобретать сразу несколько единиц, создавая ажиотаж.

Кстати, чуть не забыл рассказать об еще одной любопытной особенности в день поступления в продажу юбилейных жетонов - с момента открытия вестибюлей станций-юбиляров в продажу поступают те самые жетоны из открыток, но они без открыток и стоят при этом по номинальной цене. Я изначально в этом шапито не стал участвовать, хотя в коллекции буквально пара жетонов без блистеров имеется. Дело в том, что с раннего утра (метро открывается в 05:35) создаётся неплохая очередь из хитрых коллекционеров, которые хотят сэкономить на приобретении ценных образцов и берут по несколько штук. В итоге тысяча жетонов без открытки разлетается в считанные минуты.

Елизаровская

Ничего нового в плане дизайна новые жетоны не принесли - использован шаблон с прошлогоднего юбилея станции "Московская". Тот же золотой "полтинник" с вьющейся лентой, только линию с шариками перекрасили в соответствующий зелёный цвет. Скорее это даже плюс - создаётся однотипность жетонов.

Дизайн открыток, ровно как и выбор изображения на аверсе конкретного жетона тема для отдельного обсуждения. Мне, как человеку принимавшего отдельный период жизни непосредственное участие в создании юбилейных жетонов, (об этом как-нибудь подробнее в другой раз расскажу) известно насколько это бывает непросто.

Станция "Елизаровская". 2016 год. Снимок автора
Станция "Елизаровская". 2016 год. Снимок автора

С этого обзора я заведу традицию с короткими и ёмкими личными характеристиками жетонов с категориями "хвалю" и "ругаю".

Хвалю

  • За верность традициям
  • За корректность информации на тыльной стороне открытки

Ругаю

  • За выбор главного изображения на открытке (наверное, можно было бы подождать, пока Рендж Ровер отъедет из кадра), а лучше и вовсе было использовать архивное изображение вестибюля, где нет арендаторов, рекламы и здание попадает полностью
  • За выбор изображения для аверса. Начиная с 2005 года художники монетного двора руководствовались принципом использования изображений наземных вестибюлей. Исключением составляли станции с вестибюлем подземным ("Московская")
Мозаичное панно в вестибюле станции Елизаровская. Раньше здесь был витраж, сквозь который зал освещался солнечным светом. 2016 год. Снимок автора
Мозаичное панно в вестибюле станции Елизаровская. Раньше здесь был витраж, сквозь который зал освещался солнечным светом. 2016 год. Снимок автора

Спорным моментом осталось использование на тыльной стороне открытки изображения с панно-новоделом, которое появилось по окончании капитального ремонта станции в 2016 году. Возможно здесь следовало показать крупнее барельеф Дмитрия Никитина «Восстание пролетариата». С другой стороны барельеф присутствует, хоть и мелко, на аверсе, да и новое панно всё же со временем станет или уже стал неотъемлемой частью привычного облика вестибюля.

Ломоносовская

"Ломоносовская", ровно как и "Елизаровская" не считаются какими-то особенными станциями по части архитектурного убранства. Здесь все минималистично и функционально - типичный советский модернизм.

Обе станции типичные представители станционных комплексов так называемого закрытого типа - это когда вы поезда не видите, а для того, чтобы попасть в состав требуется дождаться открытия специальных автоматических створок. Такие причудливые станции есть только в Петербургском метро.

Ломоносовская. 2010 год. Снимок автора
Ломоносовская. 2010 год. Снимок автора

"Ломоносовская", так же, как и её соседка, одна из самых последних подобных конструкций. Эксплуатационно эти "горизонтальные лифты", как их еще называют, себя показали не с лучшей стороны.

Ну а теперь к жетону.

Хвалю

  • За верность традициям
  • За корректность информации на тыльной стороне открытки

Ругаю

  • Здесь всё лучше. Единственное, что вестибюль можно было бы не подрезать в правой части, а лучше и вовсе, повторюсь, было взять архивный снимок, тогда бы не пришлось фотошопить рекламную тумбу и не влез бы газетный киоск.

Следующих жетонов, скорее всего, ждать придётся два года - грядущие юбилеи будут у станций "Купчино" и "Звёздная" 25 декабря 2022 года. Возможно до этого момента что-нибудь еще вклинится. Поживём - увидим!

Пополнение
Пополнение

На этом всё, жетоны в папочку, а вам огромное спасибо за внимание и подписку!

Буду ждать ваших оценок - продолжаем изучать жетоны или ну их? Собираете ли сами что-то подобное?

Последние публикации из цикла рассказов о метрополитене: