В отличие от Европы, наши перевозчики самосвалы, как правило, не заказывают, а покупают готовые комплектные машины. И если выбирают шасси европейской марки, то чаще всего оно оборудовано импортным кузовом, фирмы Meiller
По объемам продаж самосвалов в России зарубежные фирмы значительно уступают отечественным заводам – большинство покупателей выбирает КАМАЗ с кузовом НЕФАЗ. Но часть перевозчиков готова выложить немалую сумму за надежное шасси европейской марки, а многие из них не экономят и на кузове. Первое место на российском рынке среди зарубежных фирм-изготовителей самосвальных надстроек прочно удерживает баварская Meiller. Напомним, это старейший производитель техники данного сегмента, ведущий свою родословную с 1850 года. У компании девять производственных предприятий в разных странах Европы, а головной завод и штаб-квартира находятся в Мюнхене. В России фирму Meiller представляет дочерняя компания «Mайллер Восток».
Для российского рынка самосвалов сегодня характерен внезапно возникающий спрос на крупные партии машин, после которого, как правило, следует период долгого затишья. Финансируемые государством миллиардные подряды на строительство масштабных объектов (например, многополосных автомагистралей длиной в сотни и тысячи километров) могут получать компании, у которых вообще нет никакой техники – только арендуемый офис в одном из небоскребов бизнес-центра «Москва-Сити». Иными словами, самосвалы нередко покупают под уже имеющуюся конкретную работу, сроки выполнения которой четко обозначены. Поэтому заказывать изготовление машин и ждать месяцами их поставки у подрядчиков просто нет времени. Зная это, дистрибьюторы автомобильных фирм накапливают на своих складах готовые самосвалы. Конечный покупатель марку надстройки, как правило, не выбирает – его устраивает уже то, что она именитой европейской фирмы. А конкретно Meiller заказывают импортеры автотехники Volvo, Mercedes-Benz, Scania, MAN и Renault. Собираемые в России самосвальные шасси MAN оборудуют в основном кузовами отечественного производства, но для части покупателей, желающих приобрести непременно европейскую надстройку, импортер предлагает кузовы Meiller.
Готовые самосвалы из Европы в нашу страну, за редкими исключениями, не пригоняют – гораздо выгоднее оборудовать шасси кузовами на российских заводах, даже если комплект надстройки полностью состоит из импортных, изготовленных в той же Европе компонентов. Это характерно для фирмы Meiller. Ведь это один из немногих производителей спецтехники, выпускающий собственные узлы гидросистем для самосвалов: насосы, гидроцилиндры и пр. Все это оборудование поступает из Мюнхена в Чехию – на принадлежащий фирме Meiller завод в городе Слани, что в 30 км от Праги. Там сваривают самосвальные кузова и надрамники, собирают установочные комплекты и отправляют их в Россию. Да, как ни странно, даже громоздкие и тяжелые металлоконструкции оказалось выгоднее импортировать. Попытки фирмы Meiller локализовать сварку кузовов на российских предприятиях успеха не имели: из-за массы сопутствующих проблем партнеры не справлялось с заказанными объемами в заданные сроки, а качество изготовления было ниже европейского. Поэтому пришлось вернуться к прежней схеме – с кузовами чешского производства.
Опираясь на столетний опыт производства самосвалов, фирма Meiller использует для изготовления кузовов только специальные, устойчивые к истиранию абразивным грузом стали. Как правило, марок Hardox и Domex. Напомним, обе принадлежат шведскому сталеплавильному концерну SSAB. Важнейшая особенность этих сталей – они низколегированные. Но при этом обладают рядом весьма ценных качеств. Они штампуются, свариваются, режутся – то есть хорошо приспособлены к различным видам обработки и прочих технологических операций при производстве самосвальных кузовов. Для марок линейки Hardox характерна высокая износостойкость, для Domex – высокая прочность. Соответственно, Hardox марок 400 и 450 идет на пол кузова, а для изготовления стенок и заднего борта применяют Domex 700 либо Hardox 450. Толщина листа панелей пола для массовых в России моделей кузовов Meiller – 8 мм, на стенках металл потоньше – 5 или 6 мм.
Большую часть продукции фирмы Meiller составляют самосвалы с небольшими (10-12 кубометров) кузовами с низенькими бортами и трехсторонней разгрузкой – именно такие машины востребованы у европейских строителей, дорожников и фермеров. Поскольку работать им приходится, строго соблюдая осевые нагрузки и нередко таская за собой самосвальный прицеп. У наших перевозчиков иные предпочтения. Работа с перегрузом считается нормой, поэтому кузова требуются гораздо вместительнее. Возможность разгрузки только назад особых неудобств не влечет: с прицепом самосвалы не используют, а одиночную машину водитель, если нужно, подаст задним ходом на сто и более метров, чтобы, высыпав груз, не перекрыть себе дорогу для выезда. Российские импортеры коммерческих автомобилей заказывают самосвальные шасси с усиленными мостами, рессорами, рамой, поэтому работа с перегрузом не вызывает преждевременного выхода этих узлов из строя.
Самые распространенные модели надстроек Meiller на российском рынке (около 95 % продаж) это «С» с 15- или 16-кубометровым кузовом и «Н» с 20-кубометровым. Ставят их соответственно на трех- и четырехосные шасси. Линейка «С» относится к стандартным, входящие в нее надстройки имеют вполне достаточный для российских условий эксплуатации запас прочности. Ограничения касаются в основном опций, которые для кузовов семейства «С» недоступны. Кузова линейки «H» идут только в усиленном исполнении, с использованием более твердой стали Hardox 450 (как для пола, так и для стенок), без ограничения выбора опций. Например, можно заказать гидравлический задний борт – он открывается перед опрокидыванием кузова, усилием двух гидроцилиндров. На четырехосных самосвалах Meiller часто встречаются кузова с двустворчатым задним бортом. Наличие дополнительной нижней створки, автоматически открывающейся после верхней, позволяет удлинить дно кузова во время разгрузки. Это актуально для кузовов большого объема – с обычным одностворчатым значительная часть выгруженных 20 кубометров песка или гравия нередко засыпает задний мост выше ступиц. А если разгружают горячую асфальтобетонную смесь, то она налипает на все, куда падает, и потом, затвердевая в протекторах колес и на прочих поверхностях ходовой части автомобиля, создает серьезное неудобство в работе. Из кузова с двустворчатым задним бортом сыпучий груз падает несколько дальше от машины, что практически устраняет проблему. Осознавая ценность этой опции для конечного покупателя, импортеры автомобильных фирм в последнее время заказывают
в компании Meiller двустворчатый борт на кузова 100 % четырехосных самосвальных шасси 8х4.
Кроме того, все задние борта кузовов Meiller, в том числе одностворчатые, сегодня так называемой мембранной конструкции. У них отсутствуют наваренные промежуточные короба жесткости, а прочность достигается благодаря выштампованному наружу и приваренному по периметру цельному листу стали. На обычных бортах с ребрами короба обычно отрываются из-за трещин в сварных швах, поскольку наши водители имеют обыкновение «хлопать крышкой», то есть стряхивать налипший груз, слегка разогнавшись и резко тормознув.
В бортах Meiller выгнутый, без усилителей, лист работает на растяжение – как мембрана, а порваться при толщине 5 мм сталь «Хардокс» или «Домекс» не может. Поэтому владельцам современных машин регулярно заниматься подваркой кузовов, как это всегда делали на отечественных самосвалах, уже не требуется.
Конструкция замков одностворчатого заднего борта традиционна, проста и надежна. Они отпираются автоматически при опрокидывании платформы, борт открывается под действием собственного веса, растягивая две возвратные пружины. После разгрузки пустой кузов опускается, и задний борт, поворачиваясь на своей оси, стремится к вертикали. Когда усилия растянутых пружины становится достаточно для прижатия борта к кузову, замки запираются.