Люди, искренне любящие свои автомобили, а особенно создающие и вступающие в тематические клубы, очень часто проникаются не только к своим «железным коням», но и к стране их производства в целом. Так появляются любители «японцев», «немцев», «французов», «итальянцев» и все со своими особенностями восприятия, которые, порой, даже перерождаются в привычки, характерные для жителей полюбившейся страны. Для многих из таких фанатов, побывать на родине бренда – это как встретиться с кумиром, узнать, как и чем он живет, а главное окончательно проникнуться культурой и историей, став поклонником марки на долгие годы.
Чего скрывать, наше автомобильное общество поделено на два лагеря – любителей «немцев» и «японцев». Вторым сложнее, по крайней мере, проживающим на европейской части России. Для того, чтобы добраться до Японии и увидеть загадочный азиатский мир своими глазами нужно немало средств. Куда ближе Германия, с которой у нашей страны, несмотря на всю сложность нынешней геополитической обстановки, очень прочные экономические связи, в том числе и в автомобильной промышленности. Кроме того, Германия – один из самых развитых и богатых туристических центров, насыщенный средневековой историей. В общем, решено, отправляемся в Баварию, в сердце одной из любимейших россиянами марки Audi.
Многие наверняка слышали, о «великой немецкой тройке», которая в автомобильном контексте представляет собой Audi, BMW и Mercedes-Benz – непримиримых конкурентов, внимательно следящих за работой друг друга. Так вот мало кто задумывался, что все три бренда – фактически соседи. Штаб-квартира Audi, расположенная в Ингольштадте, находится всего в 80 км от Мюнхена, где базируется BMW. А оба этих центра автомобильной промышленности Германии расположены всего в 200 км от Штутгарта, где «восседает» Mercedes-Benz. Фактически, вся южная и юго-западная часть страны представляет собой автопромышленный кластер, где базируются не только автопроизводители, но и производители высокотехнологичных автокомпонентов, такие как Bosch, Bilstein и Hella.
Кстати, несмотря на то, что отправляясь в Ингольштадт так или иначе придется лететь в Мюнхен, попасть в гости к конкурентам из BMW не получится. Аэропорт расположен в пригороде, в 35 км от центра как раз по дороге в столицу Audi.
Говоря об Audi, конечно, не обойтись без истории марки, которая, само собой, была очень богата на события и по многим вопросам шла не совсем традиционным для западных концернов путем. Начнем с того, что Ингольштадт – не историческая родина марки, а Audi образовалась не совсем как единый бренд, ведущий свой путь от одного создателя, хотя к образованию компании имеет отношение один конкретный человек – Аугуст Хорьх.
Немецкий инженер и предприниматель начал свою карьеру… у Карла Бенца, а набравшись опыта, в 1899 году открыл собственную компанию имени себя «Horch & Cie. Motorwagen Werke». Однако спустя десять лет, разругавшись с компаньонами, Хорьх покидает фирму и основывает новую – собственно, Audi.
По легенде название Audi – это переведенная на латынь фамилия Хорьх, которая с разговорного немецкого языка переводится как «слушай!». Audi – форма латинского глагола audire (слушать) в том же повелительном наклонении.
Одна из первых моделей Horch 10-12 PS (слева) образца 1902 года. 2,5-литровый двигатель развивал около 12 л.с., позволяя разгоняться до 50 км/ч. Стоила машина 7200 марок, что было немало. К 1937 году Хорьх переключился на производство военной техники для Третьего рейха. Был налажен выпуск многоцелевых вездеходов Horch 901 (справа), оснащавшихся постоянным полным приводом с двухступенчатой раздаткой и межосевой блокировкой. Двигателем служил V8 объемом 3,5 литра и мощностью 80 л.с. Несмотря на техническую сложность, машина получила массу модификаций и выпускалась сразу на трех заводах, включая Opel.
И Horch, и Audi располагались в восточной Германии, недалеко от Дрездена. Первое – в Цвиккау, второе – в городке Хемниц, который и является родиной бренда. В Ингольштадт предприятие, работавшее, как и вся промышленность того времени, на Третий рейх, попало уже после Второй мировой войны в 1949 году, фактически, восстановившись заново. На месте бывшего предприятия Audi, попавшего в зону влияния СССР, власти ГДР организовали производство знаменитого «Трабанта», а на заводе Horch собирали грузовики и тракторы, затем снова выпустили представительские авто, но ненадолго. В 1958 году история «Хорьх» закончилась, а компания была реорганизована в Народное Предприятие «Заксенринг».
Однако задолго до этого в истории Audi произошло одно из ключевых событий – объединение в промышленную группу Auto Union в 1932 году, в которое вошли собственно Audi, а также Horсh, DKW и Wanderer. Союз был вынужденным, поскольку в стране на тот момент не первый год бушевал экономический кризис. Тогда же появилась и знаменитая эмблема в виде четырех колец, обозначавших объединение четырех разных компаний, которая лишь дополняла эмблемы каждой из марок. К примеру, логотипом Audi на тот момент была стилизованная единица.
Четыре компании Auto Union между собой особо не конкурировали, поскольку каждая занималась своим сегментом. Audi делала акцент на спортивные автомобили, Horch на представительские, Wanderer на массовые, а DKW был известен своими мотоциклами, фургончиками и малолитражками.
Компания DKW в России мало известна, а вот в Германии это был очень популярный бренд. Фирма выросла из производства компонентов для паровых двигателей, а разбагатела на военных заказах. Однако к 1921 году они закончились, и встал вопрос о выживании. Руководство решило выпускать мотоциклы, став к 1928 году их крупнейшим производителем в мире. В том же году был налажен и выпуск небольших автомобилей, причем с передним приводом, что было тогда в диковинку. А уже после Второй мировой войны компания выжила за счет выпуска недорогих фургончиков, на которых восстанавливался немецкий бизнес.
Говоря об Audi, невозможно пройти мимо автоспортивной истории марки. Настоящей легендой уже стали знаменитые "Серебряные стрелы" - гоночные болиды Auto Union второй половины 1930-х годов, опередившие свое время. Спорткары, к созданию которых приложил руку Фердинанд Порше, в те годы обладали мощностью до 520 л.с. и разгонялись до 380 км/ч. В конце XX века не было равных раллийным болидам марки, оснащенных передовой на тот момент полноприводной трансмиссией Quattro. А уже в XXI веке Audi доказала всем небывалую эффективность дизельных моторов на гонках в Ле-Мане.
К сожалению, пережить войну смогли не все. Основные фонды Wanderer в 1945 году перешли СССР по репарациям. Остатки компании у разных владельцев в Германии существуют по сей день. DKW сильно сдал к середине 50-х годов после ухода из марки талантливых специалистов. Вскоре компанию поглотил концерн Vemag, а затем активы перешли Volkswagen AG. Horch, как уже было сказано выше, исчез в ГДР. В итоге единственной компанией, оставшейся на плаву под эгидой Auto Union, оказалась Audi, которая окончательно заменила свою эмблему на четыре кольца объединения. Однако в одиночку выжить не смогла бы и она. Так к 1959 году предприятие переходит под контроль Daimler-Benz, а в 1964 входит в состав Volkswagen, в котором и остается по сей день.
Сегодня Ингольштадт, небольшой город населением около 130 000 человек, можно сказать, разделен на две части не только рекой Дунай, но и своими достопримечательностями. Основа – это культурно-исторический центр города, ведущий свою историю аж с IX века нашей эры. Неудивительно, что все вокруг буквально пропитано духом средневековья с замками и готическими соборами.
Другая часть, расположенная в северном пригороде и занимающая целый район, фактически представляет собой современенную техно-деревню и производственно-инжиниринговый комплекс, на территории которого и базируется компания Audi. Собственно, это пригород можно смело называть городом Audi.
По немецкой традиции он весь представляет собой аккуратно выстроенный зеркально-металлический массив зданий разной величины и назначения. Кстати, выбор именно Ингольштадта был не случайным – до войны это был производственный населенный пункт, где уже было построено большое количество промышленных и складских зданий, которые было необходимо просто восстановить.
Как можно догадаться, при столь небольшом населении, жизнь в городе очень размеренная. По сути, это южная провинция Германии, а потому в Ингольштадте большое количество частных домов и загородных райончиков, из которых люди без пробок добираются до работы. А работа здесь у большинства одна – в компании Audi. Причем работа совершенно разная.
В этом плане, кстати, город функционально напоминает Тольятти. Так же, как и на родине АвтоВАЗа, по улицам Ингольштадта постоянно ездят автовозы, груженые Audi. То и дело, проскакивают закомуфлированные машины, проходящие испытания. А сам город буквально усыпан автомобилями Audi. С одной стороны может выехать Audi с наклейками местного футбольного клуба «Ingolstadt 04», а с другой – Audi с репортерами Audi TV.
Глобальное отличие: если АвтоВАЗ – это находящийся за высоким забором практически на военном положении промышленный объект, то предприятие Audi – это фактически часть города, где обычные улицы и здания являются частями компании
Гуляя по улице можно, ненароком пройти мимо исследовательского центра Audi, где разрабатываются робо-технологии. Перейдя дорогу, можно зайти в учебный центр, где компания готовит кадры. Здесь стоят склады поставщиков компонентов и их местные офисы, которые принимают заказы на создание тех или иных комплектующих. А проходя мимо газетного ларька, не сомневайтесь, что почти вся автомобильная пресса будет с Audi на обложке.
Бавария – богатый регион Германии, а потому жители здесь живут весьма обеспеченно. Львиная доля автопарка – автомобили премиум-марок, большая часть из которых, конечно же, Audi, правда, в основном компактных моделей. Универсалы серий S и RS встречаются с завидной регулярностью, по дорогам уже ездят самые последние модели, которые пока не добрались до России.
Центр этого города Audi, конечно же, центральная площадь, где расположено сердце «Четырех колец» - штаб-квартира марки. Узнать здание можно по слогану Vorsprung durch Technik – "Прогресс через технологии" и главному дилерскому центру, расположенному на первом этаже здания. Если штаб-квартира – сердце марки, то его душа расположилась напротив, в здании музея Audi, который также является неотъемлемой достопримечательностью Ингольштадата, куда приезжают не только любители автомобилей.
Многоэтажное здание раскрывает всю историю марки на живых и полностью восстановленных моделях марки, почти все из которых, само собой, на полном ходу. Вехи истории разделены по этажам, а вместе с обычными автомобилями здесь представлены и все спортивные болиды марки, а также часть прототипов.
Базовая полутора часовая экскурсия, увы, для истинных ценителей марки слишком мала. Люди, пропитанные любовью к автомобилям могут смело провести тут целый день, пока окончательно не достанут экскурсоводов. Последние, кстати, говорят и на русском языке.
Каков итог?
Если вы не равнодушны к автомобилям, побывать в Ингольштадте нужно обязательно, даже если вы не являетесь поклонником Audi. Атмосфера, вот что главное в этом по-настоящему автомобильном городе, который более всего напоминает игрушечный конструктор, в который все мальчишки играли в детстве, прокладывая дороги по виртуальному городку и катаясь по улочкам на игрушечных автомобильчиках. Ингольштадт – живое воплощение того самого городка из детских мальчишеских фантазий.
Источник: Движок