На прошлой неделе прошла так называемая «черная пятница». Магазины трубили о гигантских распродажах и доверчивые покупатели несмотря на кризис и возможно в кредит (!) покупали «скидочные» вещи.
Давайте разберемся, как в этот день нас обманывают продавцы.
1. Русская «черная пятница» не имеет отношения к американской
Традиция гигантских скидок в США в «черную пятницу» (или Black-friday) зародилась почти век назад. Этот день открывает сезон рождественских распродаж. Традиционно американцы покупают электронику, бытовую технику, подарки. В США скидки на товары в этот день составляет иногда 80–90%. А рост продаж в магазинах исчисляется в сотнях, а иногда тысячах процентов.
В России права на бренд «черной пятницы» принадлежат ООО «Блэк Фрайдей». Цель компании получение выгоды, а не скидки. Кроме того, в интернете Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) организовала собственную распродажу с показательным названием «Настоящая черная пятница». И одна и другая организация тратят средства на продвижения «черных пятниц» в СМИ, убеждая покупателей, что в этот день они получат максимальную скидку.
В России магазины выставляют очень ограниченное количество товаров с реальными скидками, и делают это, скорее, для рекламы.
2. Китайская «черная пятница» тоже не настоящая
Китайцы те еще хитрецы. Их «черная пятница» тоже весьма своеобразно – часто в дни распродаж товар стоит дороже, чем в обычные дни. Но так как большая часть покупателей живет в США, где привыкли, что в эти дни магазины делают настоящие скидки, то прибыль китайских интернет-магазинов колоссальна.
Так Джек Ма, основатель интернет-ритейлера Alibaba Group, у которого $19,5 млрд. смотрит на тех, кто купил у него товары по "распродаже":
Если хотите найти настоящие скидки в «черную пятницу» то обращайтесь к американским интернет-магазинам – там они реальные.
3. Завышение цен перед скидками
Это самый частый трюк. За несколько дней до «черной пятницы» товар внезапно дорожает, а в день распродажи дешевеет. Иногда цена распродажи все равно выше обычной цены.
4. Количество товаров со скидкой ограничено
Такую надпись вы, скорее всего, увидите мелким шрифтом внизу объявлений о скидках. Означает это то, что товара с скидкой в магазине всего несколько единиц. И вам он не достанется. Но раз вы пришли в магазин, значит, вы все равно что-то купите.
5. Слишком много людей создают ощущение дефицита
В дни распродаж в магазинах суета. Большое количество людей что-то приобретающих создают ощущение, что товар дефицитен и его нужно обязательно купить.
Помните СССР и очереди? Если где-то очередь – значит там продают что-то нужное и дефицитное. Такой же психологический механизм срабатывает и в этот раз. Будь это обычный день, вы бы возможно и вовсе не обратили внимание на те вещи, возле которых толпится народ.
6. Если одни товары продают дешевле, то другие – дороже
Объявив о скидке на один товар, параллельно продавец может завысить цену на сопутствующие товары. Вы дешево купите молоток, зато гвозди уйдут по двойной цене.
7. Обычные цены выдают за скидочные
Тут все просто. Меняет белый ценник на желтый и пишите, что товар теперь продается со скидкой. Покупатели обычно помнят цены только не некоторый ряд товаров. Так что это часто прокатывает.
Хотя в интернете можно найти множество фотодоказательств таких махинаций:
8. Слишком маленькая сидка
Если товар продавался за 100 рублей, а в день распродажи стал стоить 99, то формально это скидка. Но пошли бы вы в магазин ради скидки в один рубль? А теперь вы здесь. Ведь главное вас заманить сюда.
9. Малоизвестные бренды по завышенной цене
Берете покупаете в Китае партию товара по бросовой цене и ставите его рядом с флагманам. «Рисуете» красивую скидку и по сравнению с известным брендом предложение кажется даже весьма интересным. Вот только прослужит такой товар совсем недолго. И так как брэнд неизвестен (может выпущена одна партия только для этой торговой сети) выяснить его реальную стоимость невозможно. Так что придраться не к чему.
10. Витринные образцы и «восстановленные» товары
На уже испробованные и побывавшие в ремонте вещи объявляют скидку. По другому их все равно не продать.
* * *
Это первый пост моего канала про то, как правильно экономить. Завтра будет новый и мы поговорим о том, какие советы по экономии не работают. Подписывайтесь и делитесь с друзьями.