Не так давно я опубликовал на этом канале свой материал «Почти невероятная история об одной аварийной посадке, в которой летчик чудом спас истребитель, а техник очень хитро "прятал концы". Речь в нем шла о подвиге летчика, который, рискуя жизнью, посадил на ВПП Ханабадского полка истребитель МиГ-23 с неработающим двигателем. Позже выяснилось, что эта предпосылка к летному происшествию произошла по вине техника, Владимира Д., который забыл дозаправить топливо после предыдущего вылета.
Этот материал прочитали более 40 000 человек, было написано много комментариев, в которых читатели благодарили автора за публикацию, восхищались высочайшим профессиональным мастерством пилота, совершившего, по мнению многих, практически невозможное.
Однако были и те, кто подверг сомнению правдивость этой информации, мол, такого не могло произойти, потому что не могло произойти никогда. Чтобы дать достойный ответ сомневающимся, автор связался с главным действующим лицом этой почти невероятной истории и попросил его рассказать, так ли все было на самом деле.
Генерал-лейтенант авиации в отставке Ефремов Виталий Петрович. В Ханабадский полк он прибыл для продолжения дальней службы в звании лейтенанта, и по прошествии некоторого времени стал его командиром. Во время описываемых событий Виталий Петрович находился на должности начальника авиации 15-й дивизии ПВО ( Самарканд).
Он написал мне, что описываемый случай, действительно, произошел в конце семидесятых на аэродроме Ханабад. В.П.Ефремов, тогда в звании полковника, вылетел на разведку погоды на боевом самолете бортовой номер 42. Почему на боевом, ведь, согласно требованиям руководящих документов, разведку погоды требовалось производить на спарке? Дело в том, что полк тогда переучивался на новую технику, спарки использовались интенсивно, и приходилось всячески беречь их ресурс...
Далее – мое краткое изложение ранее опубликованного материала. Через некоторое время после взлета, двигатель остановился. Летчик несколько раз пытался его запустить, но безрезультатно. С земли потребовали катапультироваться, на что Ефремов ответил: буду сажать.
Невероятным напряжением нервов и сил летчик все-таки сумел это сделать, при этом истребитель почти не получил повреждений.
Самолет отбуксировали в ТЭЧ полка, где специалисты ИАС позже скрупулезно исследовали все системы самолета, в особенности топливную. И в один голос вынесли решение: матчасть находится в полном порядке, нарушений не обнаружено, остаток топлива полностью соответствует расчетному.
И только позже всплыла одна интересная деталь: водитель ТЗ рассказал своему командиру, что во время обеда техник самолета с помощью его автомобиля дозаправил топливом сорок второй. Однако запись в журнале не сделал, сказал, что, мол, потом распишется…
Обо всем этом хорошо помнит и майор в отставке Сергей Зительзейф, бывший начальник ТЭЧ звена, в состав которого входил самолет с бортовым номером 42. Он написал мне, что в тот момент был в командировке, а его замещал начТЭЧ другого звена, старший лейтенант Сергей П.
Также С. Зительзейф рассказал о том, как сложилась дальнейшая судьба злополучного самолета. Он долгое время находился на стоянке, затем, по приказу «сверху», был введен в строй. И был поднят в воздух летчиком майором Доржиевым Церендоржо Дугаржаповичем. Полет длился минут 30, шасси не убирались. Что было с истребителем потом – Сергей сказать затрудняется…
Добавлю, что Виталий Петрович Ефремов служил позже на различных должностях, освоил 16 типов самолетов, в запас уволился с должности начальника авиации Московского округа ПВО. В прошлом году отметил свое 80-летие, ведет ныне большую общественную работу, поддерживает связь со многими сослуживцами.
Сергей Зительзейф в 1983 году стал инженером АЭ, в1986 году получил майора, в 1988 году перевелся в Польшу. В 1991 году уволился в запас, последние 20 лет работает начальником цеха на большом заводе.
Будем жить!
Уважаемые коллеги!
Я создал на канале чат "Курилка" для общения военных авиаторов: yandex.ru/...e38 Присоединяйтесь!