Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион", подаренный в 1981 году премьер-министру СССР Н.Тихонову - из коллекции Веломузея.

Один из интереснейших экспонатов Веломузея - шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433 производства харьковского Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело). Этот редчайший аппарат - один из самых первых "Тахионов", созданный коллективом конструкторов под руководством Реджинальда Ивановича Воронцова и был изготовлен в 1981 году. Благодаря предыдущему владельцу велосипеда удалось не только полностью проследить историю этого экземпляра, но и собрать его в аутентичном комплекте, хотя некоторые из важных комплектующих были сняты с него более 20 лет назад и находились в разных городах бывшего Советского Союза!

Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1981 году решением руководства Минавтопрома велосипед был подарен тогдашнему Председателю Совета Министров СССР Николаю Александровичу Тихонову. Понятно, что подарок был скорее символический - велосипед вручали, как одно из самых передовых достижений отрасли. Поскольку главе правительства тогда было уже 76 лет, он на нем ни разу не ездил, а передал одному из молодых родственников. Велосипед использовался сначала в Подмосковье, потом вместе с хозяином попал в Челябинск, затем, после смены владельца - в Анапу, а оттуда в 2015 году вернулся в Москву, чтобы занять свое место в коллекции Веломузея. Оригинальные колеса, которые заменили еще в 1980-х годах, удалось найти и получить от родственников первого владельца, вернув велосипеду первоначальную комплектацию! Также пришлось произвести некоторые реставрационные работы, чтобы исправить повреждения, нанесенные велосипеду в процессе эксплуатации.

Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Некоторые сомнения в аутентичности вызывали шатуны и ведущие звездочки, явно представляющие из себя доработанные комплектующие от шоссейного "спецзаказа" ХВЗ В-552И. Благодаря свидетельству Реджинальда Ивановича Воронцова этот вопрос получил полное разъяснение - велосипед готовили в срочном порядке по личному указанию Заместителя Министра Автомобильной Промышленности СССР Евгения Артемовича Башинджагяна для подарка Председателю СовМина Тихонова. Но в момент сборки не оказалось в наличии шатунов ЦКТБ, так что было принято решение доработать "систему" от "Чемпиона-Шоссе". На шатунах сделали скругления и отполировали их, тем самым уменьшив вес и придав более нарядный вид. В такой комплектации велосипед и был подарен премьер-министру. Вес веломашины 8,7 кг. Тираж этой модели составил около 30 экземпляров.

Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Семейство гоночных велосипедов высокого класса "Тахион" было создано в 1981-1992 годах в харьковском Центральном Конструкторско-Технологическом Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) под руководством главного конструктора проекта Р. И. Воронцова. Было разработано 14 моделей "Тахионов" различного назначения. В то время эти велосипеды находились на уровне лучших иностранных образцов гоночной велотехники. Все части велосипедов изготавливались на опытном производстве ЦКТБ, кроме цепей и седел, закупаемых за рубежом. Велосипеды строились штучно по заказам спортивных организаций СССР для наиболее перспективных спортсменов. Советские велогонщики успешно выступали на "Тахионах" как на крупнейших внутрисоюзных, так и на международных соревнованиях. Суммарный тираж всех моделей семейства "Тахион" составил около 450 единиц. В настоящее время этот велосипед является самым ранним из известных шоссейных "Тахионов". Реставрацию уникального памятника истории отечественной техники проводил Егор Тишин.

Посмотрите обзоры разных моделей "Тахионов" из коллекции Веломузея:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шоссейно-гоночный велосипед "Тахион" модели 155-433, построенный в 1981 году на экспериментальном производстве ЦКТБ Вело - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.