В коллекции Веломузея хранятся несколько экземпляров редчайших шоссейно-гоночных велосипедов высокого класса «Тахион» модели ВША-001 – легендарных «рогаток». В этом обзоре я покажу вам аппарат, изготовленный на опытном производстве Центрального Конструкторско-Технологического Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) в 1987 году.
Рама довольно высокой ростовки (590 мм) спаяна из труб Columbus SL. Велосипед собран в классической для этой модели конфигурации – все компоненты ЦКТБ вело, кроме цепи французской фирмы Sedis и итальянского седла San Marco Concor Supercorsa. В отличии от другого имеющегося в коллекции Веломузея экземпляра этой модели, собранного на компонентах аэродинамической формы, здесь можно увидеть втулки колес с фланцами увеличенного диаметра, тормозные ручки стандартной формы и рамочные педали.
Здесь можно увидеть «Тахион» ВША-001 1990 года с аэродинамическими компонентами:
Линейка гоночных велосипедов высокого класса "Тахион" была создана в 1981-1992 годах в харьковском Центральном Конструкторско-Технологическом Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) под руководством главного конструктора Реджинальда Ивановича Воронцова. В то время эти велосипеды находились на уровне лучших иностранных образцов гоночной велотехники. Для постройки рам первоначально использовались японские трубы Ishiwata, позднее - итальянские Columbus; после 1991 года – в основном производства Никопольского трубного завода. Все части велосипедов изготавливались на опытном производстве ЦКТБ, кроме цепей и седел, закупаемых за рубежом (хотя на некоторые экземпляры устанавливали и отечественные образцы). Велосипеды строились штучно по заказам спортивных организаций СССР для наиболее перспективных спортсменов. В конце 1980-х стоимость шоссейного велосипеда «Тахион» составляла около 5500 рублей, что было сопоставимо с ценой легкового автомобиля. Суммарный тираж всех моделей семейства "Тахион" составил около 450 единиц.
Первые образцы шоссейных и трековых "Тахионов" с аэродинамическим рулем, закрепленным на коронке передней вилки появились в 1983 году. Среди спортсменов их называли "рогатыми" или "рогатками". Всего было изготовлено менее 100 экземпляров этой модели. Советские велогонщики успешно выступали на них как на крупнейших внутрисоюзных, так и на международных соревнованиях.
На велосипедах ВША-001 различных модификаций ездили советские гонщики, показавшие следующие высокие результаты:
Чемпионы СССР 1983 года в индивидуальной и парной гонках О. Лядов и Т. Роосмя; Чемпионы Мира 1985 года среди юниоров П. Жуковский, А. Разуваев, И. Сумников, Н. Капустин; Чемпионы СССР 1986 года в командной гонке на 100 км В. Жданов и В. Климов; Призеры Чемпионатов СССР разных лет в командной гонке П. Радченко, О. Логвин, Ю. Каширин, О. Чужда, К. Черныш, И. Пастухович и другие; Чемпионы СССР 1990 года в парной командной гонке на 50 км И. Пастухович и И. Новиков.
Здесь вы можете увидеть обзоры разных моделей «Тахионов», хранящихся в коллекции Веломузея Андрея Мятиева:
В наше время велосипеды «Тахион» имеют международный культовый статус – отдельные экземпляры трековых и шоссейных велосипедов находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру. Примечательно, что большинство сохранившихся экземпляров имеют не аутентичную комплектацию, а количество велосипедов с компонентами производства ЦКТБ Вело можно пересчитать по пальцам. В коллекции Веломузея хранится крупнейшее и наиболее полное в мире собрание велосипедов высокого класса, спроектированных и изготовленных в Центральном Конструкторско-Технологическом Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело).