Найти в Дзене
zoom-spb

Дореволюционная промка Петербурга. Часть 2: Гутуевский остров

Осмотрев район Нарвской, отправимся на Гутуевский остров, в этот странный район морского порта, некую неприглядную обратную сторону центра Петербурга, один из его «медвежих углов». По пути, правда, осмотрим кое-какие предприятия к северу от Обводного канала. Предыдущие статьи серии о дореволюционной промышленной архитектуре: Нарвская застава 1. Гутуевский остров (финское название Витсасаари) тоже назван по фамилии купца, когда-то владевшего тут заводом. Он отделён от "большой земли" Екатерингофкой, довольно широкой протокой невской дельты. В этой местности практически никто не бывает без надобности, я сам тут бывал от силы пару раз, при этом сам район, как мне кажется, очень колоритен. Последним домом по Обводному значится изначально бронзовая фабрика "Товарищества Генке, Плеске, Морана", хотя позднее функционал участка неоднократно менялся, последним предприятием, обитавшим тут, был пивной завод "Степан Разин" (до 2013-го), о котором ниже. Алкоголь вредит вашему здоровью. 2. Нельзя с

Осмотрев район Нарвской, отправимся на Гутуевский остров, в этот странный район морского порта, некую неприглядную обратную сторону центра Петербурга, один из его «медвежих углов». По пути, правда, осмотрим кое-какие предприятия к северу от Обводного канала.

Предыдущие статьи серии о дореволюционной промышленной архитектуре:

Нарвская застава

1. Гутуевский остров (финское название Витсасаари) тоже назван по фамилии купца, когда-то владевшего тут заводом. Он отделён от "большой земли" Екатерингофкой, довольно широкой протокой невской дельты. В этой местности практически никто не бывает без надобности, я сам тут бывал от силы пару раз, при этом сам район, как мне кажется, очень колоритен.

Последним домом по Обводному значится изначально бронзовая фабрика "Товарищества Генке, Плеске, Морана", хотя позднее функционал участка неоднократно менялся, последним предприятием, обитавшим тут, был пивной завод "Степан Разин" (до 2013-го), о котором ниже.

Алкоголь вредит вашему здоровью.

2. Нельзя сказать, что пиво в России исторически было народным напитком (сейчас оно им, к сожалению, стало, причём низкосортное), однако традиции этой броварни, крупнейшей в Российской империи, довольно давние: она была основана в 1795 году англичанином Ноем Казалетом. В 1862-м предприятие стало именоваться Калинкинским пиво-медоваренным заводом по некогда существовавшей по близости финской деревне, большевики же обозвали его по бандиту Стеньке Разину, что как бы намекает на сущность того режима.

К 1914 году фабрика производила 5,5 млн вёдер пиваса в год, и такие объёмы требовали множества цехов и вспомогательных сооружений. "Степан Разин" - конечно, не "Треугольник", но тоже очень солиден, размеры его площадки порядка 400х400 метров вокруг одноимённой улицы:

-2

3. В настоящее время более-менее все строения приведены в порядок для размещения бизнесов - и это кажется самым лучшим вариантом использования. На фото выше и ниже - приземистые склады вдоль улицы Разина (Эстляндской):

-3

4. Это заводоуправление (1820-е) с миниатюрной башенкой:

-4

5. Напротив - феерически огромное здание солодовни (1875-1876, Эммануил Юргенс), насколько монументальное, настолько и красивое. Вот умели же раньше строить!

-5

6. Хорошо заметно, что здание надстраивали. Обратите внимание на многочисленные закладные детали:

7. Фасад по Курляндской улице:

-7

8. Через дорогу от солодовни - бродильный цех (1862-1863, Людвиг Бонштедт):

-8

9. Заодно покажу расположенный неподалёку склад товарищества Русских паровых маслобоен (1884, Вильхельм Бернхард).

Это предприятие также основано англичанами в середине XIX века, его несколько устаревшая специализация «маслобойня» означает производство различных масел, олиф, красок, в общем, химии:

-9

10. А мы постепенно двигаемся на Гутуевский остров. На Рижском проспекте (в портовой части Петербурга много топонимов прибалтийской тематики) также есть постройки, относящиеся к пивзаводу, вот, например, бондарная мастерская (1901, Александр Гимпель), тут производились пивные бочки:

-10

11. На остров ведёт Екатерингофский мост (1910-1914, инженеры Анджей Пшеницкий и Дмитрий Акимов-Перетц) разводной конструкции, рассчитанный на трамвайное движение. Трамвай тут действительно ходил в 1923-2001 годах, а вот красивый павильон разводного механизма в духе модерна сохранился, хотя, думаю, разводка пролётов не производилась уже много лет:

12. С моста открывается вид на Гутуевский спиртоочистительный завод (1895-1896), сорян за кадр в контровом свете:

-12

13. ...При основании города Пётр I предполагал, что Петербург будет крупным морским портом, но вот только он не учёл глубины Невской губы, которые составляют 2-4 метра, что даже для кораблей XVIII века было недостаточно. Мягко говоря, это было довольно глупое решение: грузы пришлось доставлять в Кронштадт (часть 1, часть 2), а оттуда на мелких лодках уже тащить их в столицу, что заметно увеличивало транспортные расходы. Только в 1877-1885 годах был прорыт Морской канал, по сути углублённый фарватер, что позволило двигаться здесь более-менее серьёзным судам. И всё равно главными портами Российской империи оставались незамерзающие Лиепая (Либава) и Вентспилс (Виндава), а в настоящее время по грузообороту (52 млн тонн в 2024-м) Петербург уступает соседним Усть-Луге (135 млн тонн) и Приморску (60 млн тонн), не говоря уже о Новороссийске (164 млн тонн).

Но столичный порт всё равно обзавёлся капитальным общежитием для портовых служащих (1900-1903, Георгий Курдюмов) на Гапсальской улице (в честь эстонского города Хаапасалу):

-13

14. И таможней (1899-1903, Георгий Курдюмов) на Межевом канале:

-14

15. Пиком развития порта был межвоенный период, когда Петербург оставался единственным советским портом на Балтийском море, затем его значение стало снижаться. При большевиках также была попытка развивать пассажирское сообщение, для этих целей был построен Морской вокзал на Васильевском острове, в 2010-х - его новый терминал. В XXI веке перевозки на огромных круизных лайнерах с барами, Duty free и шведским столом осуществлялись по маршрутам Петербург-Хельсинки-Петербург и Петербург-Хельсинки-Стокгольм-Таллин-Петербург, я сам неоднократно ими пользовался, но всё закончилось в 2022-м, и теперь наша пассажирская гавань смысла не имеет.

В порту вообще много старинных построек, но большинство из них, очевидно, не доступны. Мне понравилась водонапорка (изображение с сайта citywalls.ru):

-15

16. Теперь перейдём к другим фабрикам острова.

От Двинской улицы через дворы с кирпичными хрущёвками я вышел к задворкам Гутуевской суконной мануфактуры "Теодор Людвиг Аух" (1884, Юлий Бенуа). Тут привлекает внимание надстроенная позднее железобетонная водонапорная башня:

17. Со стороны Екатерингофки предприятие с необычной дымовой трубой квадратного сечения (данная форма хуже с точки зрения аэродинамики) выглядит так:

-17

18. Несколько южнее - бумагопрядильная мануфактура акционерного общества «Воронин, Лютш, Чешер» (1879, 1907), мы ещё встретим этих почтенных джентльменов в других локациях города:

-18

19. Ещё дальше в сторону выезда на ЗСД находится клеевой завод (1874):

-19

20. С этого места открывается совершенно провинциальный вид на ричку - кто скажет, что кадр снят в центре 6-миллионного мегаполиса! На том берегу - тополя Екатерингофа, точнее, его менее благоустроенной западной части:

-20

21. Также с этой стороны лучше всего видна бумагопрядильная мануфактура Леопольда Кёнига (1874-1878, Николай Трусов), хотя адрес предприятия по Лифляндской улице.

Как вы могли заметить, порядка 80% петербургской промышленности было основано иностранцами, что не удивительно в империи, где правили чистокровные немцы.

-21

22. Ну а закончить эту часть можно на краснокирпичной Богоявленской церкви (1892-1899, Василий Косяков), очень органично встроенной в окружающий промышленный пейзаж:

-22

Далее поищем фабрики в «самом центре» Петербурга.

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание!