Найти в Дзене
zoom-spb

Дореволюционная промка Петербурга. Часть 3: центр

Как ни странно, в плотной ткани застройки петербургского центра нашлось место и для промышленных предприятий, пусть и небольших в сравнении с огромными фабриками на бывших окраинах. Осмотрим подобные здания в этой статье.
Предыдущие статьи серии о дореволюционной промышленной архитектуре:
Нарвская застава
Гутуевский остров

Как ни странно, в плотной ткани застройки петербургского центра нашлось место и для промышленных предприятий, пусть и небольших в сравнении с огромными фабриками на бывших окраинах. Осмотрим подобные здания в этой статье.

Предыдущие статьи серии о дореволюционной промышленной архитектуре:

Нарвская застава

Гутуевский остров

1. Начать нужно с такого важного сооружения как общественный туалет (1902) типового проекта Алексея Зазерского. Точно такие же здания есть на Театральной площе и на Васильевском острове у Благовещенского моста, возможно, где-то ещё. Даже ватерклозеты до "революции" строили со вкусом!

2. Ну а теперь к более серьёзным вещам.

На тихой Атаманской улице неподалёку от Обводного канала находится центральная электростанция петербургского трамвая (1906-1907, Алексей Зазерский, Леонид Горенберг), ныне занимаемая ЦКТИ им. Ползунова (занимается научными разработками в области теплоэнергетики). Техническое оснащение станции осуществляла знаменитая американская фирма Westinghouse Electric:

-2

3. Входная группа в духе высокого модерна:

-3

4. Неподалёку на берегу рички Монастырки (она течёт из Невы в Обводный канал вокруг Лавры) расположилась водокачка электростанции:

-4

5. На Обводном канале близ Американских железнодорожных мостов на главном ходу российских железных дорог Петербург-Москва нашлось место для фанерно-пильного завода Фёдора Штудера (1886, Иван Вольф), для которого не подобрать удачный ракурс:

-5

6.

-6

7. В хранилище моделей завода Сан-Галли (1894, Константин Фейерейзен, перестройка из газгольдера) была проведена реконструкция с размещением пространства для мероприятий Gaika Space - в плане сооружение имеет шестигранную форму:

8. Главный корпус литейно-механического завода Сан-Галли (1868, Александр Докушевский) совершенно не выглядит как суровая фабрика, возможно, это из-за внешнего облика, ориентированного на итальянские палаццо.

Франц Сан-Галли (1824-1908) родился в прусском городе Каммин (Камень-Поморский, Польша) в семье таможенного инспектора. Он в 17 лет потерял отца, и это вынудило юношу рано начать работать. Франц устроился в фирму, занимавшуюся торговлей с Россией, и спустя несколько лет переехал в её петербургский филиал. Позднее Сан-Галли работал на литейно-механическом заводе Чарльза Бэрда, где до некоторой степени изучил этот бизнес, и в 1853-м решил начать собственное дело в этой отрасли. Небольшая мастерская быстро разрослась до крупного производства: тут изобрели и запустили в серию привычную нам чугунную батарею, выполняли художественное литьё, трубопроводы, металлоконструкции, грузоподъёмное оборудование etc.

-8

9. Хорошей рекламой фабрики служит ажурная ограда небольшого сада:

-9

10. Близ железной дороги, соединявшей Петербург с центральной частью страны, появилось множество складских зданий Северного страхового общества, председателем правления которого был Василий Кокорев. В настоящее время кокоревские склады (корпуса построены в 1873-1903 годах), огромное бизнес-пространство в непосредственной близости от Московского вокзала и Невского проспекта, находятся под угрозой сноса для строительства вокзала «высокоскоростной магистрали». Мало кто в информационном шуме вспомнит, что эту историю мы уже проходили: в нулевые на Лиговском уже хотели возвести новый вокзал, но вместо этого воткнули ТЦ Галерея. Не особо верится в появление ВСМ и в нынешней экономической ситуации, да и место для пассажирского терминала можно было бы подыскать более удачное, напрашиваются Волковская или Обухово, где есть пересечение пустых станций метро и зализницы.

11. В общем, нам остаётся лишь наслаждаться уходящей красотой дореволюционной промышленной архитектуры:

-11

12. Построят ли ВСМ, вопрос пока открытый, но это точно не должно произойти ценой разрушения культурного наследия народов России, защищаемого Конституцией. Впрочем, для нынешних властей и снести блокадный хлебозавод ради элитного жилья - не проблема…

-12

13. Есть и оштукатуренный корпус, возможно, он старше остальных:

-13

14. Ликёро-водочный завод «Иван Ион» (1888, Генрих Бертельс) в коротком Лиговском переулке:

15.

-15

16. Типография «Копейка» (1913-1914, Александр Клейн) на улице Печатника Григорьева (Сайкином переулке).

Григорьев - не известный даже интернету участник «революции».

-16

17. Ватно-ткацкая фабрика Кожевникова (1898, Василий Вейс), известная любителям советской настолки «Менеджер» как фабрика «Большевичка»:

-17

18. Одно из моих главных впечатлений - механический завод Зигеля (1888-1889, Иероним Китнер) в конце улицы Достоевского с неплохо украшенными разновысокими фасадами:

-18

19. Архитектура просто по кайфу!

20. После Второй Мировой войны советы перепрофилировали предприятие в завод по производству электронных часов «Хронотрон», действующий и в наши дни:

-20

21.

-21

22. Чрезвычайно прикольные медведи-светильники у входа, испорченного, правда, банальной дверью из ПВХ:

-22

23.

-23

24. Решётки на окнах отсылают к первой букве фамилии основателя завода Гидфрида Зигеля (Gottfried Siegel):

-24

25. Особняк Зигеля (1888-1890), спроектированный тем же архитектором рядом с производственными корпусами, фасадом выходит на улицу Марата:

-25

26. На этом кадре слева вдалеке виднеется гвоздильный завод Бари (1880, Василий Некора), впоследствии ставший второй площадкой завода Посселя (он находится на Васильевском острове), а затем типографией. Впрочем, фоткал я на самом деле гораздо более выразительную казарму лейб-гвардии Семёновского полка (1903, Владимир Колянковский):

-26

27. На той же Звенигородской улице напротив океанариума встречаем ещё одну фабрику с архаичной специализацией - словолитню Лемана (1899-1900, Алексей Эренберг) какого-то очень кёнигсбергского облика. По-современному такое предприятие можно было бы обозвать "шрифтолитейный завод" - это сейчас создание шрифтов перешло в область графического дизайна, а столетие назад данный процесс осуществлялся через создание заготовок символов из металла:

-27

28. Шрифты лемановского производства были очень популярны, использовались в нескольких петербургских газетах и даже были отмечены grand prix Парижской выставки 1900-го года.

Над своим фонарём литейщики также поработали на славу:

-28

29. И снова выходим на Обводный канал.

Новая бумагопрядильная мануфактура (вторая половина XIX века) переоборудована в огромный бизнес-центр сети "Сенатор":

-29

30. С поездов на Беларусь и Кёнигсберг хорошо видна очень красивая и какая-то эталонная электростанция Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (1870-е):

-30

31. Смещаемся вдоль канала к бывшему Варшавскому вокзалу, вокруг которого тоже сохранилось некоторое количество исторических вспомогательных построек.

Например, симпатичная электростанция (1898-1899):

32. На базе железнодорожных мастерских в 1930 году был создан Завод подъёмно-транспортного оборудования ("Подъёмтрансмаш"). Он существует и сегодня, но на другой площадке, а на старом месте сохранилась порядком уставшая проходная:

-32

33. Сохранилось несколько исторических складов и мастерских, занимаемых различными арендаторами:

-33

34.

-34

35. Товарная контора Варшавской ж.д. тоже отреставрирована:

-35

36. Тут необходим небольшой экскурс в историю. Петербурго-Варшавская железная дорога - одна из первых зализниц в Российской империи, связавшая столицу с Варшавой, которая, в свою очередь, уже была соединена с европейской сетью. Также было построено ответвление к прусской границе (Лентварис-Эйдткунен) - короче говоря, в 1852-1862 годах был построен кратчайший железнодорожный путь в Европу, что было актуально для тогдашнего "высшего сословия". В XX веке границы были капитально перекроены, и линия оказалась разорванной между различными независимыми государствами, так что сквозного трафика по ней нет. Участок Петербург-Луга имеет довольно оживлённое пригородное сообщение, Луга-Псков используется "ласточками", Псков-Скангали (граница с Латвией) крайне малодеятельный, пассажирского движения нет, то же самое на латышском участке Карсава-Даугавпилс. В Литве (отрезок Турмантас-Вильнюс-Марцинконис) ситуация получше: там сохраняется небольшой грузовой и пассажирский трафик, однако далее за Марцинконисом в сторону Беларуси полотно обрывается. Короткий беларусский участок Узбераж-Гродна (часть 1, часть 2)-Брузги, как обычно для этой страны, исправно действует. Далее магистраль уходит в Польшу, там всё тоже хорошо.

При большевиках с Варшавского вокзала (1858-1860, Пётр Сальмонович) ходили поезда в Восточную Европу, Западную Украину, Прибалтику, но ещё в начале нулевых его существование потеряло смысл, и в 2001-м пассажирский терминал перестал действовать. Электрички безболезненно перевели на стоящий в 300 метрах Балтийский, а пару оставшихся дальних поездов - на Витебский. Слава богу, умникам из руководства города не пришло в голову снести важнейшее здание, по моде того счастливого времени было решено открыть в нём торговый центр. Главное - что сохранено очень европейское по духу здание, «западные ворота» Северной столицы.

Кроме того, огромный плюс, что отсюда удалили памятник Ульянову и восстановили центральный витраж:

-36

37. Тут же на Измайловском проспекте возвышается типография Маркса (1898-1900, Николай Дмитриев):

-37

38. Табачная фабрика Шапошникова, точнее, её заводоуправление (1879-1880, Пётр Самсонов):

39. Люблю гулять по району моего универа (ГАСУ), но кроме приятных воспоминаний тут есть на что посмотреть, в том числе в контексте промки. На Троицком проспекте находится бильярдная мастерская Фрейберга (1898, Анастасий Рейнбольдт), при советах тут разместили целый НИИ механизации рыбной промышленности (😂):

-39

40. В той же местности - механизированная пекарня (конец XIX столетия):

-40

41. И историческая Лермонтовская трамвайная подстанция (1906-1907).

Всего в Петербурге 5 подобных сооружений кроме главной электростанции из начала поста, все они строились, соответственно, к позднему открытию петербургского трамвая, оснащались Westinghouse Electric, а архитектурно-строительной частью занимались Леонид Горенберг и Алексей Зазерский.

Оба были большими архитекторами; Зазерскому удалось найти себе применение и при советах, его карьера развивалась дальше (см. Палевский жилмассив), а жизнь оборвалась в Блокаду, следы же Горенберга теряются после 1917-го.

-41

Далее отправимся в колоритную Коломну.

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание!