В истории американских масл-каров есть звезды первой величины, такие как Pontiac GTO или Dodge Charger, чья слава никогда не меркнет. Но рядом с ними существовали другие автомобили — не менее яркие, но по разным причинам не получившие признания при своем появлении. Сегодня эти машины обрели второй шанс и статус культовых. Вот пять самых недооцененных масл-каров, которые заслуживают вашего внимания.
Oldsmobile Cutlass 442 — Тихий американец с бойцовским характером
Дебютировал в 1964 году как опция для модели F-85 Cutlass, созданный как ответ Oldsmobile на триумф Pontiac GTO. Аббревиатура 442 изначально означала 4-х карбюраторный двигатель, 4-х ступенчатую механическую КПП и 2 выпускных коллектора. В 1968 году 442 ненадолго стал отдельной моделью.
Изначально он уступал в популярности одноклассникам, отчасти из-за сдержанного имиджа марки Oldsmobile в целом. Однако именно Cutlass в 1970-х годах совершил головокружительный взлет, став бестселлером в США с 1976 по 1981 годы и проложив путь для восхождения Oldsmobile. Его наследие продолжили мощные Hurst/Olds, а в 1980-х на сцену вновь вернулся 442, теперь уже на платформе заднеприводного Cutlass Supreme.
Mercury Cyclone Spoiler — Рожденный для гоночных треков
Mercury Cyclone Spoiler, и особенно его радикальная версия Spoiler II, были выпущены в 1969 году с одной единственной целью — побеждать в NASCAR. Чтобы удовлетворить требованиям homologation, было построено всего 503 экземпляра Spoiler II.
Его непопулярность у рядовых покупателей была предопределена: автомобиль был узкоспециализированной гоночной машиной, не самой практичной для повседневной езды. Прямым наследником стал Ford Torino Talladega, а эра «аэро-каров» закончилась в 1970 году, когда NASCAR фактически ввела против них запретительные меры.
Spoiler II имел секретное оружие — видоизмененные пороги, которые позволяли командам опускать гоночные машины на дюйм ближе к земле, что было не заметно для судей, но давало огромное аэродинамическое преимущество.
Buick Wildcat — Мощь в костюме-тройке
Buick Wildcat начал свой путь в 1962 году как опция для модели Invicta, а в 1963-м стал отдельной серией. Он позиционировался как полноразмерный автомобиль с высокими характеристиками, занимая нишу между LeSabre и Electra.
Wildcat был мощным автомобилем (к 1970 году он получил 7.5-литровый V8), но его продажи сдерживались имиджем Buick как марки для состоятельных и консервативных покупателей. В 1971 году он уступил место модели Buick Centurion.
Рекламная кампания 1964 года в духе времени задавалась вопросом: «Допускать ли к рулю этого „Дикого Кота“ только сильных, мужественных мужчин?». Двигатель Wildcat «Nailhead» получил свое прозвище из-за уникальной конструкции клапанов, напоминавших гвозди.
Dodge Dart Demon — Демон в малолитражном теле
Dodge Dart Demon был представлен в 1971 году как бюджетный масл-кар, призванный конкурировать с Chevrolet Nova. Он предлагал невероятное соотношение цены и производительности.
Его имя стало причиной скандала. Религиозные группы сочли название «Демон» оскорбительным, что вынудило Dodge уже в 1973 году переименовать модель в Dart Sport. Несмотря на недолгую жизнь, его наследие спустя десятилетия возродил феноменальный Dodge Challenger SRT Demon.
Ирония судьбы заключается в том, что сегодня имя «Demon» является одним из самых желанных и дорогих в мире масл-каров, а оригинальный Dart Demon ценится коллекционерами за свою бунтарскую историю.
Pontiac 2+2 — Незаслуженно забытый титан
Pontiac 2+2 был выпущен в том же году, что и GTO, и начинался как модифицированная Catalina. Однако, с 1965 года, это была, по сути, более крупная и мощная версия популярного раннего маслкара. Модель 2+2 выпускалась только до 1967 года и встречается не слишком часто.
Более поздние модели получили решетку радиатора в виде бабочки и иную конфигурацию фар. Модель 2+2 была доступна только в кузовах купе или кабриолет с жестким верхом. Визуально 2+2 отличался от Catalina искусственными жалюзи на крыльях или боковых панелях. Ежегодные изменения означали, что из года в год внешний вид и расположение жалюзи на крыльях менялись.
Модели Catalina и 2+2 были построены на укороченной платформе, но оснащались теми же двигателями, что и более крупная модель Pontiac Bonneville. Меньший по размеру двигатель объемом 389 куб.см (6,4 л) был стандартным для Catalina, но отсутствовал в моделях 2+2 1965-1967 годов выпуска. Все модели 2+2 канадского производства оснащались двигателями Chevrolet.
Почему эти автомобили стали культовыми сегодня
Эти пять автомобилей объединяет одна черта: каждый из них в свое время был недооценен. Одни — из-за сдержанного имиджа марки, другие — из-за чрезмерной ориентации на гонки, третьи — из-за неудачного маркетинга. Но время расставило все по местам. Подлинная страсть, инженерная мысль и уникальность в конечном счете оказались важнее сиюминутной славы. Сегодня эти машины ценятся за их характер, историю и ту самую «изюминку», которой так не хватает многим их более популярным одноклассникам. Они напоминают нам, что настоящая легенда не всегда громко заявляет о себе сразу — иногда она тихо ждет своего часа.