Найти в Дзене
True Islam

Где находится настоящая Мечеть аль-Акса? Не в Иерусалиме!

Отвечает на вопрос доктор теологических наук, профессор – Мехмет Азимли (Prof. Dr. Mehmet Azimli) В исламской истории, когда произносят «Масджид аль-Акса», обычно подразумевают расположенную в Иерусалиме мечеть — первую киблу мусульман. Мусульмане веками с естественным и законным уважением относились к этому месту как к своей первой кибле. Особенно в последний век, после произошедшей здесь еврейской оккупации, чувствительность к этому вопросу усилилась. По сути, тот факт, что Иерусалим был первой киблой мусульман, отрицать невозможно. Как следует из аятов суры «аль-Бакара» до того, как направление молитвы было установлено на Каабу, в условиях отсутствия ниспосланного по этому поводу откровения, мусульмане — как делал и Посланник (с.а.с) — следовали «людям Писания» и поворачивались в сторону Иерусалима. В Мединский период пришли аяты, повелевшие, в соответствии с желанием Пророка (с.а.с), обращаться лицом к Каабе, и с тех пор так и практикуется. В суре «аль-Исра» говорится о том, что П
Оглавление

Отвечает на вопрос доктор теологических наук, профессор – Мехмет Азимли (Prof. Dr. Mehmet Azimli)

В исламской истории, когда произносят «Масджид аль-Акса», обычно подразумевают расположенную в Иерусалиме мечеть — первую киблу мусульман. Мусульмане веками с естественным и законным уважением относились к этому месту как к своей первой кибле. Особенно в последний век, после произошедшей здесь еврейской оккупации, чувствительность к этому вопросу усилилась.

По сути, тот факт, что Иерусалим был первой киблой мусульман, отрицать невозможно. Как следует из аятов суры «аль-Бакара» до того, как направление молитвы было установлено на Каабу, в условиях отсутствия ниспосланного по этому поводу откровения, мусульмане — как делал и Посланник (с.а.с) — следовали «людям Писания» и поворачивались в сторону Иерусалима. В Мединский период пришли аяты, повелевшие, в соответствии с желанием Пророка (с.а.с), обращаться лицом к Каабе, и с тех пор так и практикуется.

В суре «аль-Исра» говорится о том, что Посланник (с.а.с) в одну ночь был перенесён из Мечети Запретной (аль-Харам) в Самую Далёкую Мечеть (аль-Акса). Поскольку Мечеть аль-Харам — это место Каабы в Мекке, ясно, откуда он был перенесён. Однако, относительно места, куда он был перенесён, существуют некоторые проблемы.

Являлась ли эта Мечеть, в которую он был перенесён, той самой мечетью в Иерусалиме?

В этой точке мы и хотим рассмотреть, является ли иерусалимская мечеть Мечетью аль-Акса.

В Коране выражение «Масджид аль-Акса» употреблено лишь однажды. Учёные обычно толкуют упоминание в аяте суры «аль-Исра» как указание на Иерусалимскую мечеть.

Однако безусловного доказательства этому нет. Более того в то время, как в аяте говорится «самая далёкая мечеть», в суре «ар-Рум», где речь идёт об Иерусалиме, земля та названа «Ближней». Это примечательное употребление, заслуживающее размышления: «Римляне были побеждены на ближней земле». В итоге, из одного лишь Корана невозможно получить однозначные сведения о местоположении Мечети аль-Акса.

Место, которое иудеи называют «Масджид аль-Улья» (Высшая святыня), арабы в целом называли «Бейтуль-Макдис». Так оно употреблялось и в арабской поэзии. Если обратиться к хадисам, здесь тоже не складывается полной ясности. В сообщениях от Пророка, где упоминается мечеть в Иерусалиме, в основном используется название «Бейтуль-Макдис», а не Масджид аль-Акса. Употребление же «Масджид аль-Акса» встречается крайне редко.

Настолько, что даже в хадисах и схожих риваятах о Мирадже (Вознесении) это место называется не «Масджид аль-Акса», а «Бейтуль‑Макдис».

Из немногочисленных хадисов, где встречается выражение «Масджид аль-Акса», в сборнике аль-Бухари есть два сообщения. Достаточно коснуться лишь их, чтобы прояснить вопрос.

В одном из риваятов Бухари говорится: «Не следует отправляться в путь (ради намаза и поклонения) ни в какую мечеть, кроме трёх: Мечети Запретной (аль‑Харам), Мечети Посланника (мир ему) и Мечети аль‑Акса».

Оба этих риваята в одной и той же книге Бухари приводятся со слов одного и того же передатчика по имени Казаа ибн Харуш. Кто он такой, указано в иснаде второго сообщения у самого Бухари. Согласно иснаду, этот человек — раб знаменитого наместника Омейядов в Куфе Зияда ибн Эбихи, (иногда его называют и сыном Абу Суфьяна).

Известно, что Зияд и его семья были преданы дому Омейядов. Так, сам Зияд выполнял для Омейядов важные поручения в Куфе и Басре, а его сын Убайдуллах был тем самым правителем Куфы, приказавшим убить Хусейна в Кербеле. Передатчик Бухари — Казаа — как раз и относился к этой семье и был одним из мавали (не Арабов).

Существуют также сведения, что Казаа был рабом Абдаль‑Малика ибн Марвана. Аз‑Захаби писал о нём: «Он не был крепок (в передаче) и ему нельзя доверять». Как бы то ни было, итог таков: этот передатчик — сочувствующий Омейядам, и факт, что оба сообщения у Бухари идут именно от него, — деталь, слишком важная, чтобы её игнорировать.

Кроме того, передающий это сообщение Ибн Шихаб аз‑Зухри также был сочувствующим Омейядам и, как известно, ездил в Шам за их поддержкой. Якуби сообщает: когда Омейядский халиф Абдаль‑Малик боролся с соперником — повелителем Мекки и Каабы на тот момент Абдуллахом ибн аз‑Зубайром, и сделал следующие вещи:

  • Он (Омейядский халиф Абдаль‑Малик) для паломников из области Шама учредил замену Каабе — Мечеть аль‑Акса;
  • запретил хадж и вынудил людей совершать обход (таваф) в Иерусалиме, подобно обходу Каабы.

На возражения людей: «Почему ты запрещаешь то, что Аллах сделал обязательным — хадж?»Абдаль‑Малик отвечал, приводя тот самый хадис о «трёх мечетях», переданный со слов аз‑Зухри.

Это свидетельствует, что Омейяды, противостоявшие Абдуллаху ибн аз‑Зубайру, стремились выдвинуть на первый план Иерусалим, поскольку два важнейших города — Мекка и Медина — и находящиеся в них две великие мечети были под властью их политического соперника (Абдуллаха ибн аз‑Зубайры).

В результате подобной политики, выражение «Бейтуль‑Макдис» стали заменять на «Масджид аль‑Акса».

Кроме того, в книгах авторов той эпохи выражение «Масджид аль‑Акса» в соответствующих риваятах нередко приводится как «Бейтуль‑Макдис» или «Масджид Илия», что является дополнительным указанием на позднюю подмену. Примечательно и то, что, хотя у Бухари заголовок главы дан как «Бейтуль‑Макдис», в самом тексте риваята появляется «Масджид аль‑Акса».

Мухаммад Хамидуллах, присоединяясь к этой позиции, даёт по поводу хадиса о «трёх мечетях» такую оценку: «Учитель учителя Бухари — Абу‑ль‑Йаман — при жизни передавал этот хадис в следующем виде: “Мечеть аль‑Харам, вот эта — перед вами — ваша мечеть, и Илия (Иерусалим)”. (Выражения “Масджид аль‑Акса” нет.) (См.: М. М. Азами, “Studies in Early Hadith Literature”, приложение на Арабском, с. 154, рукопись Абу‑ль‑Йамана.)

Дотошный передатчик риваятов Муслим в тексте того же хадиса также использовал слово “Илия”. Напомним, что термин “Илия”, употреблявшийся для обозначения Иерусалима, встречается у Бухари и в знаменитом хадисе о встрече Абу Суфьяна с Ираклием.

В эпоху праведных халифов тот же термин “Илия” употреблялся в грамоте защиты и привилегий, данной жителям города при его покорении халифом Умаром; в тех документах слово “Илия” встречается пять раз (см. источники).»

Ввиду слабости части риваятов, где используется «Масджид аль‑Акса», и внутренних противоречий между ними, достаточно ограничиться разбором сообщения у Бухари. Вероятно, из‑за этих проблем в исламской передаточной традиции появились рассказы, будто «Мечеть аль‑Акса» находится не на земле, а на небе, и что Пророк возглавил молитву пророков именно там.

Чтобы пояснить вопрос яснее, сперва следует посмотреть, как он воспринимался в эпоху сподвижников.

Была ли подобная мечеть в Иерусалиме при жизни пророка

По сути, во времена Пророка в Иерусалиме не было мечети, и лишь спустя более чем полвека после хиджры там была создана мечеть.

Если чётко объяснить, что понимало арабское общество того времени под выражением «Масджид аль‑Акса», вопрос предстанет яснее. Здесь важно увидеть, каковы были взгляды сподвижников того периода и как они повели себя в отношении Мечети аль‑Акса после завоевания Иерусалима.

Обычно говорится, что Иерусалим был сдан по договору при халифе Омаре ибн аль‑Хаттабе. В некоторых сообщениях говорится, что халиф лично прибыл в Иерусалим и подписал договор, в других — что он не приезжал в сам город, а подписал соглашение в местности Джабия неподалёку. Даже в повествованиях о его приезде в сам Иерусалим нет подробных описаний. Якуби, рассказывая о завоевании и договоре, упоминает, что город был принят миром, но ничего не сообщает о Мечети аль‑Акса.

Напротив, в хартии, данной местным жителям, говорится о неприкосновенности их церквей (а место, называемое ныне «Масджид аль‑Акса», в тот момент было церковью) и о том, что они не будут заняты и обращены в мечети.

Белазури описывает завоевание, но вовсе не упоминает о Мечети аль‑Акса. У Табари приводится риваят (место которого, по‑видимому, неясно и самому Табари) о том, что Умар велел очистить какое‑то место и совершил там молитву, но не говорится, что это была Мечеть аль‑Акса; даже где именно он молился — не указано.

Между тем, если бы в Коране действительно упоминалась именно та мечеть, следовало бы ожидать, что халиф и сподвижники с большим усердием устремились бы туда.

Ибн аль‑Асир излагает тему под заглавием «Завоевание Бейтуль‑Макдиса (то есть Илии)», однако к вопросу Мечети аль‑Акса не обращается. Ибн Касир, повторяя рассказ Табари, также не даёт нам ясных сведений; напротив, подчёркивает, что в ту эпоху место называли Бейтуль‑Макдис, а не Мечеть аль‑Акса.

В итоге из источников не видно, чтобы сподвижники, ни при завоевании, ни после него, относились к какому‑то месту с выражениями «вот он — Мечеть аль‑Акса, вот она — наша первая кибла», чтобы они проявляли особое почтение или вели поиски и исследования, дабы отыскать и установить местонахождение Мечети аль‑Акса. Это примечательно. Сообщается, что Умар вошёл в одну из церквей; когда наступило время молитвы, он вышел, опасаясь, что мусульмане обратят её в мечеть, и совершил намаз напротив — и то место поныне используется как мечеть. Но тогда отчего же халиф не предпринял усилий, чтобы отыскать Мечеть аль‑Акса?

Правдоподобнее всего, что сподвижники не воспринимали ту церковь в Иерусалиме как «Мечеть аль‑Акса». Есть даже сведения, что они отвергали рассказы о посещении Пророком Иерусалима. Если бы у них было такое восприятие, они немедленно обратили бы это место в мечеть или хотя бы посещали бы его.

Собственно, восприятие иерусалимского сооружения как «Масджид аль‑Акса» и появление такого названия — результат политической борьбы примерно через полвека после завоевания. До того времени в Иерусалиме не существовало подобной постройки.

Поскольку Абдуллах ибн аз‑Зубайр, сподвижник, державший под своей властью Мекку и Медину — два священных города и их мечети, противостоял Омейядскому халифату в Шаме. Халиф Абдаль‑Малик, опасаясь ухода людей из его владений к сопернику в Мекку ради хаджа, добился возвышения Иерусалима как другого священного места. Для этого на месте церкви он возвёл Мечеть аль‑Акса и даже предпринял попытку переменить центр паломничества, на какое‑то время достигнув того, что люди начали совершать «таваф» в Иерусалиме. Кроме того, как мы рассмотрели выше, хадисы были использованы в целях обоснования святости Иерусалима и, возможно, именно для этого — подделаны.

Когда была возведена фейковая мечеть «Масджид аль‑Акса»?

Дата первого возведения сооружения, ныне известного как «Масджид аль‑Акса», важна и даёт нам ключевые выводы. Не вдаваясь слишком далеко, приведём обширную выдержку из «Тариха» Ибн Касира о том, когда, зачем и с какой целью было построено и восстановлено то, что ныне в Иерусалиме именуют Мечетью аль‑Акса:

«В этом году Абдаль‑Малик ибн Мерван начал строить над камнем (Куббат ас‑Сахра) в Мечети аль‑Акса в Иерусалиме и приступил к восстановлению самой мечети. Работы завершились в 73‑й год хиджры. Причина была такова: когда Абдуллах ибн аз‑Зубайр занял Мекку, он произносил хутбы в дни Мины и Арафата, порицая Абдаль‑Малика, излагая пороки потомков Марвана и говоря: “Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклял Хакема (деда Абдаль‑Малика) и его род. Он изгнал его и проклял”.
Абдуллах ибн аз‑Зубайр призывал людей присягнуть ему; он говорил очень красноречиво. Большинство жителей Шама склонялись к нему. Узнав это, Абдаль‑Малик запретил людям хадж. Люди рассердились. Тогда он начал возводить купол над камнем в Мечети аль‑Акса и строить саму мечеть, чтобы тем самым воспрепятствовать людям отправляться к Каабе и обратить их сердца к Иерусалиму. В конце концов, после завершения строительства люди начали приезжать в Иерусалим, обходить камень, подобно обходу Каабы, совершать жертвоприношения и стричь волосы в праздники… Абдаль‑Малик, пожелав восстановить Бейт аль‑Макдис, послал туда множество денег и рабочих… (далее следует описание роскошного убранства, служителей, благовоний, серебряных и золотых светильников и цепей и т. п.), так что люди перестали ездить на хадж к Каабе и стали направляться туда…»
Ибн Касир, ат-Тарих

Ибн Таймия отмечает: вначале «священный камень» (с которого, как говорят, произошло вознесение) был открыт; несмотря на это, никто из сподвижников, ни их предводители, ни учёные среди них не оказывали ему особого почтения. И во времена правления Омара, Османа, Али, равно как в эпохи Муавии, его сына и внука верх камня оставался открытым. Лишь при Абдаль‑Малике над камнем был возведён купол. По словам очевидцев, произошло это потому, что между Абдаль‑Маликом и жившим в Медине Абдуллахом ибн аз‑Зубайром шла борьба: мусульмане, направлявшиеся в хадж, пользовались случаем, чтобы повидаться с Абдуллахом ибн аз‑Зубайром; чтобы этому воспрепятствовать, Абдаль‑Малик возвысил значение святого камня в Бейтуль‑Макдисе, построил над ним купол и укрыл его меняющимися по временам года покровами — дабы склонить людей к посещению Бейтуль‑Макдиса и тем самым уменьшить число тех, кто под предлогом хаджа отправлялся к Абдуллаху ибн аз‑Зубайру. Известно выражение: «Люди следуют религии своих правителей»; на практике это проявилось так, что с того времени мусульмане стали проявлять к камню и Бейтуль‑Макдису неслыханную доселе почтительность. Чтобы ещё больше усилить интерес народа, появились люди, которые стали рассказывать и распространять по этому поводу иудейские сказания.

Из сказанного вытекает: ни при жизни пророка, ни в эпоху сподвижников под выражением «Масджид аль‑Акса» не подразумевалось какое‑то сооружение в Иерусалиме.

Пророк не посещал не существовавшую тогда мечеть; представление о том, что в ночь Мираджа он зашёл туда и возглавил молитву пророков, было сформировано в Омейядский период.

Название «Мечеть аль‑Акса» в отношении того места, которое обычно называлось Бейтуль‑Макдис, возникло примерно через полстолетия после хиджры — во времена Абдаль‑Малика — и стало результатом стремления Омейядов возвысить Иерусалим в противовес Мекке, находившейся под властью их соперника Абдуллаха ибн аз‑Зубайры. В итоге «заход в Иерусалим» оказался вставленной Омейядами в рассказы о Мирадже историей.

Тогда напрашивается вопрос: если Пророк не был перенесён в мечеть в Иерусалиме, то куда он был перенесен?

Утверждение Корана о его ночном перенесении несомненно. Следовательно, следует определить ту мечеть, в которую он был перенесён.

Ответ можно найти в самых ранних источниках. Один из ранних авторов сиры (историиИслама) и книги «Магази» — аль‑Вакиди (ум. 201 г. х.) — пишет:

«Посланник Аллаха прибыл в Джи‘рану, в окрестностях Мекки, в последние пять дней месяца Зуль‑Ка‘да, в четверг, и, пробыв там тринадцать ночей, перешёл на противоположную сторону — в Мечеть аль‑Акса — и там вошёл в ихрам. Молитвенным местом Посланника в Джи‘ране была Мечеть аль‑Акса; мечеть под названием “Масджид аль‑Аднa” (Ближняя) построил один курейшит; Посланник никогда не проходил долину Джи‘раны без ихрама.»
аль-Вакиди, Магази

Автор «Ахбару Мекка» аль‑Азраки (ум. 212 г. х.), перечисляя мечети, пишет:

«Мухаммад ибн Тарик, который вместе с Мужахидом вошёл в ихрам в Джи‘ране со стороны задней части долины, сказал, что Посланник Аллаха тоже входил в ихрам оттуда, и добавил: “Мечеть аль‑Акса находится на противоположной стороне долины — это место, где молился Пророк. А эта мечеть, называемая Масджид аль‑Аднa (Ближняя), — молитвенное место, которое один из курейшитов обвёл стеной”.»
аль-Азраки, Ахбару Мекка

Из этих сведений следует, что в Мекканский период, в годы запрета и притеснений, мусульмане тайком поднимались на горы и уходили в долины, чтобы совершать поклонение, иногда надолго исчезая.

В те времена сформировались места молитв — как бы маленькие «мечети», — где они совершали намазы. И самое удалённое из этих мест получило имя «самая далёкая мечеть» — Масджид аль‑Акса.

После хиджры большинство таких мест, утратив необходимость, были оставлены; Масджид аль‑Акса также был заброшен и посещался лишь ради благословения. Именно в таком месте, на расстоянии около 8 км от Мекки, Посланник вступил в ихрам в 8‑м году хиджры.

Событие Исра, таким образом, как это неконкретно выражено в суре «аль‑Исра» (некра‑форма), было ночным перенесением из Мечети аль‑Харам в Мечеть аль‑Акса в Джи‘ране — в пределах Мекки, а не в Иерусалим.

Глагол «перенёс» в Коране — это один из приёмов приписывания действий Аллаху; сходный оборот употреблён, например, в связи с выходом Пророка на битву при Бадре: «Вот Господь твой вывел тебя из дома твоего ради истины…».

Итак, однажды ночью Пророк вышел из Мекки и пришёл в Масджид аль‑Акса, находившийся примерно в 8 км, — событие было украшено чудесными подробностями и превратилось в пышные рассказы; при этом, по сути, разные по природе события — Исра (земное ночное путешествие) и Мирадж (духовное вознесение) — были слиты воедино.

Описание первого аята суры «аль‑Исра» не имеет отношения к духовному Мираджу; напротив, Исра представляла собой конкретное перемещение и произошла в окрестностях Мекки. Выражение «местность, вокруг которой Мы благословили», по мнению автора, относится к Мекке.

Источник: Мехмет Азимли, «Bilimname» XVI, 2009/1, 43–58, «К некоторым соображениям об Исра и Мирадже», с. 44–54

www.hayatinsirri.net

Дополнительно от автора блога:

Важно, прошу вас прочесть нижеуказанные статьи, связанные с данной темой, и на которые я ссылался в статье:

Краткие сведения о упомянутых авторах

Азраки, полное имя Абу-ль Валид Мухаммед бин Абдиллах бин Ахмед бин Мухаммед аль-Азраки, умер в 250 году по Хиджре, 864 году по Грегорианскому календарю. Историк известный своим трудом "Ахбару Мекка".
Полное название труда: "Ахбару Мекка ва ма джае фиха мин-аль-асар". Труд в основном опирается на сведения полученные автором от его деда Ахмеда бин Мухаммеда. Это не просто работа по политической и социальной истории города, а труд, содержащий обширную информацию о планировке и топографической структуре города, особенно о Каабе и местах, связанных с церемониями паломничества.
Источник является самым ранним письменным Исламским источником о городе Мекка, а Хадже и паломничестве. Все другие труды написаны позднее.
Вакиди, (позже допишу его Биографию)

Понравилась статья?

Сделайте репост в Твиттере, поделитесь с друзьями и родственниками в Whatsapp, Телеграмм и Инстаграм.

Самоличное творение добра, и затем побуждение к хорошему; самоличное препятствование всему плохому и затем побуждение других к такому же – является фарзом для каждого мусульманина!

Возможно, вам понравятся следующие статьи:

Три самые важные статьи, которые иншАллах спасут ваш Ахират:

Важные статьи, на тему верного понимания Корана:

Статьи, касающиеся женщин и мужчин:

Не забывайте подписываться на канал!

Ваша подписка, будет вкладом на распространение настоящего Ислама, и вкладом на очищение Ислама от искажений и фальсификаций!

Благодаря вашим подпискам, Дзен будет рекомендовать статьи большему числу людей, соответственно, это будет и вашим вкладом в общее дело.

Напоминаю всем, канал НЕ преследует цели монетизации или извлечения какой-либо выгоды. Монетизация никогда НЕ будет подключена.

Если, вы видите какую-либо рекламу, то она НЕ имеет отношения к каналу, это вставки самого Дзена. Платформа Дзен – бесплатно позволяет вести блог, однако, они вставляют свою рекламу. К блогу, такая реклама НЕ имеет никакого отношения, я НЕ получаю ничего.

Прося подписаться на канал, я лишь хочу, чтобы Дзен рекомендовал канал как можно больше, чтобы еще больше людей могли познакомиться с настоящим Исламом!