Найти тему
True Islam

Правда ли, что намазы были снижены с 50 раз до 5 раз в день? (недостоверный хадис о Мирадже)

Отвечает на вопрос профессор, доктор теологии, эксперт по хадисам Хайри Кырбашоглу (Prof. Dr. Mehmet Hayri Kırbaşoğlu).

Вопрос: Правда ли, что наш пророк (с.а.с) во время Мираджа снизил количество предписанных намазов с 50 до 5 раз в день, торгуясь со Всевышним?

Такое утверждение очень распространено, но, очень проблемное. Потому что, нам достаточно произвести расчеты. Допустим, что намазы предписывались в количестве 50 раз в день.

Во-первых, 50 обязательных намазов невозможны в Исламе!

Почему?

Потому что, в Исламе есть такое правило «Всевышний Аллах не накладывает ответственность на человека, которая непосильна ему».

Это правило отражено в дуа (мольбе) «Аманар-расулю», которые являются двумя последними аятами суры Бакара.

Сура Бакара, 286
286. Аллах не возлагает на человека то, что ему не под силу. Ему (принесет пользу) то, что он приобрел, и против него — то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы забыли (о чем-то) или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на тех, кто был до нас. Господь наш! Не вменяй нам в обязанность то, что нам не под силу. Прости нас, сотри (наши грехи) и помилуй нас! Ты — наш Покровитель. Помоги же нам против неверующих!
ТАФСИР (Толкование):
«Аллах не возлагает на человека то, что ему не под силу»: все повеления Всевышнего Аллаха человек способен выполнить. В Шариате нет ничего, что было бы верующему не под силу.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-Bakara/286

В аяте четко указано, что, «Аллах не возлагает на человека то, что ему не под силу».

Поэтому, утверждать, что было предписано 50 намазов по времени?!

Смотрите, не просто 50 намазов в ряд и за раз, а 50 намазов отдельных по времени, каждый намаз по отдельности.

50 отдельных намазов – означало бы, что, каждые пол часа, нам нужно было бы совершить омовение и пойти читать намаз в мечеть!

Это логически невозможно!

Смотрите, в этом расчете нет времени для сна, времени на еду и питье и так далее.

Это абсолютно невозможно и логически, и физически!

Еще один математический расчет, показывает недостоверность хадиса. Как вы знаете, в этом риваяте, Хазрат Муса (с.а.с) якобы говорит нашему пророку (с.а.с) «Моя умма не смогла осилить, поэтому ты иди обратно, и пусть Всевышний снизит количество поклонений»

В риваяте Хазрат Муса якобы говорит «вада шатраха», слово «шатр» означает «половину». Разделив 50 наполовину мы получим целое число 25, однако поделить 25 наполовину цельным числом уже не получится, так как, у нас будет: 12,5 (двенадцать с половиной).

Если разделим далее 12,5 наполовину, то получим 6,25 (шесть с четвертью), но мы никак не получим цифры 5 (пять)!

Это и есть еще одна проблема, расчеты не сходятся!

Некоторые, кто защищают этот хадис, пишут, что здесь слово «шатр» якобы не используется в значении «половина (наполовину)», а имеет значение «снизить на некое количество».

Это очень притянутое за уши и недостоверное мнение, потому что слово «шатр» проходит и в других хадисах, и везде оно имеет единственное значение «половина (наполовину)». Например, в хадисах о расчете закята с овец, там это слово имеет значение «половина (наполовину)».

Поэтому, нет необходимости пытаться доказать достоверность хадиса, притянутыми за уши мнениями. По поводу «мираджа» в нашем факультете были написаны диссертации.

Мы можем однозначно сказать, следующее:

Мирадж (вознесение пророка на небеса) – это, сакральный и духовный опыт, который пережили почти все пророки.

Поэтому поводу, могу посоветовать книгу одного из наших преподавателей «Dinlerde yükseliş motifleri», Ekrem Sarıkçıoğlu (Мотивы о вознесении в религиях, Экрем Сарыкчыоглу). Эта книга подробно описывает вознесения пророков во всех религиях.

Самое известное вознесение (мирадж) – это, вознесение пророка Данияла (с.а.с) (Даниэль, Даниил), информации о его вознесении отражена в книгах (Христианских, Иудейских).

Поэтому, не удивительно, что и наш пророк (с.а.с) мог пройти через такой духовный опыт, но, мы не имеем возможности подробно рассказывать о деталях этого «мираджа».

Потому что, риваятов (хадисов) о Мирадже очень много и все они противоречивы.

Например, большинство из нас уверены, что в «Мирадж» наш пророк (с.а.с), отправился с Мекки в Кудус (Иерусалим), затем оттуда вознесся на небо. Однако, есть риваяты, которые описывают что пророк (с.а.с) вознесся напрямую из Мекки!

Некоторые риваяты утверждают, что «мирадж» произошел до его пророчества! Другие риваяты говорят, что «мирадж» произошел после начала его пророческой миссии.

Когда же мы обращаем внимание на более мелкие детали, то пред нами предстает клубок хадисов, которые расходятся во всем и противоречат друг-другу.

Есть споры о том, как это произошло «было ли это вознесение физическим» или «было ли оно духовным»?

Хазрат Айша (р.а.) категорически отвергает, что «вознесение было физическим»!

(то есть, согласно Хазрат Айше (р.а), тело нашего пророка (с.а.с) осталось на земле, на небеса отправилась просто его душа)

Поэтому, говорить о каких-либо подробностях просто невозможно. Однако, конечно, такой духовный опыт мог быть пережитым. Возможно, это, как мы часто выражаем некое «снятие пелены с глаз», когда ты видишь больше.

То есть, вы можете утверждать, что наш пророк пережил «мирадж», некое духовное вознесение, как и многие пророки до него.

Однако, рассказывать о каких-то деталях, мол это было совершено с Кудуса (Иерусалима), или описывать еще больше деталей, каких мы вообще не можем знать, например то, что он вознесся на первое небо, потом на следующее, что он там встретился с таким-то пророком, а, затем с таким-то – все эти детали, очень проблемные!

О подробностях «мираджа», нельзя говорить уверенно и точно.

Что делают наши ваизы (имамы, читающие проповеди)?

С наступлением «ночи Мирадж» они читают пастве проповеди о мирадже, берут из 100 (ста) различных риваятов 1 (один), буквально, выдергивают всего один риваят пинцетом, и все имамы рассказывают именно этот единственный вариант из множества различных.

Народ же думает, что о «мирадж» существует этот единственный вариант. Нет, это не так!

Поверьте, очень трудно найти хотя бы 2 (два) риваята (хадиса), которые хотя бы отчасти были схожи.

Все риваяты, очень разнятся между собой, и противоречат друг другу настолько, что нет и никакой возможности свести их к одному.

По этой теме, могу советовать прочесть, дипломную работу Салиха Озера «Понятие о священных временах в Исламе» (‘’İslamda kutsal zamanlar, kandiller örneği’’, Salih Özer), это его работа была выполнена в нашем факультете, только, я не знаю, напечатали ли ее. Кроме этого, есть очень много книг написанных в классический период «о ночах Кандиль» (о священных ночах). Согласно сведениям, из этих книг эти «священные ночи» начали праздноваться в Фатимидском государстве. Потом уже, распространились на весь Исламский мир, в особенности с Кудуса (Иерусалима).

Мы можем четко сказать, что так называемые «священные ночи» НЕ являются неотъемлемой частью Ислама.

Резюмируя, наш пророк (с.а.с), мог пережить такое духовное сакральное вознесение, потому что, это было у множества пророков (с.а.с) до него.

Однако, в свете существующих риваятов, рассказывать о том, как это было или указывать какие-то подробности – просто невозможно.

Справка:
Священные ночи, празднуются в Турции и некоторых других странах, эти священные праздники: Ночь Регаип (Регаип Кандили, Ночь зачатия пророка Мухаммеда), Ночь Мираджа (Мирадж Кандили, Ночь вознесения пророка Мухаммеда) и Ночь Бераат (Бераат Кандили, Ночь отпущения грехов).
Свое название «Кандили» празднование получило от слова «кандиль», что означает «свеча», и связано с султаном Селимом II, который приказал зажигать на минаретах свечи, оповещающие население о наступлении праздника.
Эти праздники возникли в Фатимидском государстве, к Исламу не имеют никакого отношения. Можно сказать, это праздники, возникшие в Исламской культуре.

Постскриптум:

Данная статья, является текстовым изложением, вышеуказанного видео, опубликованного на канале "Dini Cevaplar" (Ответы на теологические вопросы). Оригинальное видео опубликовано на Турецком языке. Разрешение от владельца канала на перевод и публикацию получено. Периодически будут размещаться и другие статьи.

Дополнение от автора:

Хадисы о мирадже настолько противоречивые, что некоторые, ученые теологи вообще отрицают «мирадж». Хотя, Хайри Кырбашоглу, в своем ответе говорит может быть, как бы сомневаясь, я предполагаю, он лично верит, просто будучи профессором, он подходит по-научному и у него такая манера речи, скептическая, в тех областях, где нет четких доказательств.

Поэтому, хочу еще раз напомнить мнение ученого Али Акына по этому поводу, он считает, что «Мирадж (вознесение на небеса) было, этого отрицать нельзя, но детали неизвестны».

Али Акын, в своем тафсире также отвергает обсуждаемый хадис, по тем же причинам, потому что, «Аллах не возлагает на своих рабов непосильную ношу». При этом, верить в то, что наш пророк не заметил этой непосильной ноши, и только по совету Хазрата Мусы (с.а.с) образумился, это явное оскорбление в адрес нашего пророка (с.а.с).

Также, Али Акын придерживается версии Хазрат Айшы (р.а), а, значит вознеслась на небеса лишь душа нашего пророка (с.а.с).

Я лично думаю, что это единственно верное мнение. Поэтому, «мирадж» был, тем более, что это вовсе не уникальное происшествие, такое было много раз со многими пророками и до нашего пророка (с.а.с), что само по себе косвенное доказательство, но детали нам неизвестны, поэтому, все хадисы о «мирадже» нужно считать выдуманными и игнорировать их полностью.

В особенности, такие хадисы, где «мирадж» (вознесение) якобы случился в Кудусе (Иерусалиме).

В размещенной статье «Достоверных хадисов было всего 500. История фальсификации хадисов», Али Акын отметил, что Ибн Шихаб аз-Зухри, автор первого написанного сборника хадисов по приказу халифа Абдулмалика ибн Марвана составил множество ложных хадисов, возвеличивающих Кудус (Иерусалим). Детали, можете прочесть в той статье.

Разбор проблемного хадиса со стороны Хайри Кырбашоглу, полезен для нас тем, что он доказывает недостоверность хадиса, указывая на его противоречия.

Недостоверный хадис, публикуется везде и на всех ресурсах. Могу привести вам два примера:

Один с Казахстана, второй с Дагестана.

Ссылка: https://www.muftyat.kz/ru/holiday/migrazh-tuni/2017-05-27/27896-noch-miradzh-voznesenie-proroka-muhammada-/

Ссылка: https://islamdag.ru/verouchenie/23523

Справка: Мехмет Хайри Кырбашоглу (Mehmet Hayri Kırbaşoğlu) окончил факультет теологии Университета Анкары в 1978 году, и защитил докторскую там же в 1983 году. В 1985-1987 годах преподавал в Университете Имама Мухаммада ибн Сууда (Саудовская Аравия), 1987 году вернувшись стал доцентом кафедры в Университете Анкары. В 1986 – 1988 годах работал в Министерстве по делам Религии Турции в качестве консультанта. В 1977 году стал профессором. В 2011-2012 годах преподавал на Кафедре Шариата и Исламских наук Университета Катара (Катар). На сегодняшний день продолжает преподавать в Университете Анкары.
У него есть свой сайт http://www.hayrikirbasoglu.net/
Где доступны различные материалы на Турецком, Арабском и Английском языках.