Наверняка вы хоть раз замечали под капотом небольшую белую или жёлтую наклейку со значком фары и надписью вроде «–1,3%» или «–1,2%». Цифры могут быть разными — от 1% до 1,5%, а то и чуть выше. Большинство водителей не придают этому никакого значения, считая надпись чем-то вроде производственного обозначения. Но на самом деле, эта скромная наклейка имеет прямое отношение к безопасности на дороге. И предназначена она вовсе не для красоты, а для регулировки светового пучка фар. Разберёмся подробно, что означают эти загадочные проценты и зачем они вообще нужны.
Любой водитель знает: фары не светят строго горизонтально, а немного наклонены вниз. Это сделано специально, чтобы свет не слепил встречных водителей, а освещал именно дорогу перед машиной. Так вот, цифры на наклейке обозначают угол наклона светового пучка, выраженный в процентах. Например, надпись «–1,3%» означает, что на каждые 10 метров пути световой луч опускается на 13 сантиметров. Если на наклейке указано «–1,0%», то пучок снижается на 10 см за те же 10 метров. Иными словами, процент показывает, насколько сильно фары «смотрят вниз». Для наглядности можно провести простой эксперимент. Поставьте автомобиль в десяти метрах от стены, включите ближний свет и отметьте центр фары на стене. Затем посмотрите, где находится верхняя граница светового пятна — в идеале она должна быть на 13 см ниже отметки центра, если на наклейке указано «–1,3%». Всё просто и логично.
На первый взгляд кажется, что водителю она ни к чему. Но на самом деле этот показатель имеет огромное значение при регулировке света фар.
Дело в том, что правильное направление пучка влияет не только на комфорт, но и на безопасность движения. Если свет направлен слишком низко, водитель недосматривает дорогу впереди и теряет секунды реакции. Если же светит слишком высоко — ослепляет встречных, что уже нарушает пункт 19.1 ПДД РФ, предписывающий использование исправных фар и недопустимость ослепления других участников движения.
Цифра на наклейке — это заводской параметр конкретной модели фары. Её используют механики при проведении техосмотра или регулировке света на СТО. У них есть специальный стенд — прибор, измеряющий угол падения светового пучка. Сравнивая полученные данные с цифрой на наклейке, специалист точно выставляет фары в соответствии с требованиями завода-изготовителя и нормами ГОСТ Р 51709–2001, регулирующего техническое состояние автомобилей.
Почему цифры могут отличаться на правой и левой фаре?
Иногда на левом и правом блоке фар можно увидеть разные значения — например, «–1,0%» и «–1,3%». Это не ошибка, а тонкая инженерная настройка. Правая фара освещает обочину и может иметь чуть больший наклон, чтобы лучше подсвечивать дорожные знаки и пешеходов, не мешая встречным.
Также угол зависит от типа оптики. У ксеноновых и светодиодных фар световой поток мощнее, поэтому их наклон немного больше — для уменьшения слепящего эффекта. Со временем наклейка может выгореть, отклеиться или потеряться после мойки. В этом случае не спешите переживать — нужную информацию можно найти на корпусе фары: производитель часто дублирует угол в виде гравировки или штампа. А если нет — в руководстве по эксплуатации автомобиля обязательно указаны параметры регулировки света.
При замене фары на неоригинальную (например, от стороннего производителя) особенно важно свериться с этими данными: неправильный угол может привести к тому, что автомобиль не пройдёт техосмотр, а ночью будет буквально «стрелять» светом в глаза встречным водителям.