Найти в Дзене
5 Колесо

Замена ATF: замещение или частичная заливка. Не все способы одинаково полезны

Автоматическая трансмиссия — это сложное устройство, где роль «центральной нервной системы» играет специальная жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid). В классическом гидромеханическом «автомате» двигатель связан с коробкой передач через гидротрансформатор и планетарные передачи. Гидротрансформатор, как масляный насос-муфта, передает крутящий момент благодаря потоку масла, а ряд планетарных зубчатых передач дает фиксированные ступени передачи. Вариатор (CVT) устроен иначе: он использует бесступенчатую систему двух конических шкивов и металлического ремня (или цепи), меняя передаточное число плавно, без резких переключений ступеней. Роботизированная же коробка (AMT или DCT) по конструкции близка к «механике», но сцепление и переключение управляются электроникой и гидравликой, то есть передачи включаются автоматически без участия водителя.

Задачи ATF в каждой из этих систем сходны по смыслу, но имеют свои особенности. В «классической» АКП масло выполняет роль и средства передачи мощности, и смазки: оно переносит гидродинамическое усилие от двигателя к коробке через гидротрансформатор, создает давление в гидросистеме для срабатывания клапанов и включения фрикционов, а заодно смазывает шестерни и многодисковые сцепления, уменьшая трение и износ деталей. Одновременно ATF охлаждает узлы, удаляет продукты износа и защищает детали от коррозии, а антипенные и моющие присадки предотвращают вспенивание и отложения.

В вариаторе функции те же — смазка, охлаждение, гидравлическое давление — но ключевым становится обеспечение высокого коэффициента трения. Прижим ремня к шкиву должен быть плотным, чтобы не было пробуксовок, иначе расход топлива растет, а детали изнашиваются быстрее. Поэтому в CVT ATF-полусинтетику вводят специальные фрикционные присадки, дающие «цепкому» маслу ровные пусковые качества.

В роботизированной трансмиссии масло тоже служит смазкой и гидроприводом, но тут оно главным образом задействовано в сервоприводах и охладителе. К примеру, в «роботе» DSG-вариантов через масляный насос подается давление для работы многодисковых муфт сцепления и гидроцилиндров переключения передач, а также масло циркулирует для смазки редуктора.

Таким образом, в любом «двухпедальном» автомобиле ATF одновременно передает мощность, обеспечивает плавность включения фрикционов и защищает узлы от теплового и механического перегруза.

-2

Со временем ATF утрачивает свои свойства. Под воздействием высоких температур и нагрузок разлагаются присадки, происходит окисление базового масла, внутри появляются кислоты и лаковые отложения. Кроме того, в масле накапливаются микрочастицы металла и продукты износа фрикционных дисков. Все это снижает смазочные и гидравлические характеристики жидкости и резко уменьшает ее ресурс. Степень «старения» ATF фиксируют даже электронные системы некоторых машин, которые по специальным алгоритмам оценивают остаток ресурса жидкости. Но на практике снижение свойств происходит незаметно, и, если вовремя не обновить масло, ухудшится переключение, возрастет износ муфт, перегреются детали, а потом коробку может и клинить.

Самостоятельно определить состояние ATF можно капельным тестом
Самостоятельно определить состояние ATF можно капельным тестом

Задача водителя — обновлять ATF с учетом рекомендаций мануала и состояния машины. Существует два основных способа замены трансмиссионной жидкости: частичная и полная.

При частичной замене из коробки сливают доступный объем старого масла — в среднем 2–5 литров без специального оборудования, — а затем доливают свежее до необходимого уровня. Этот метод можно проводить даже самостоятельно, и он щадящий для старой АКП, поскольку не выбрасывает весь собравшийся осадок одномоментно. Иногда применяют «щадящую» замену: сливают 2–3 литра, доливают новые, а через несколько тысяч километров повторяют процедуру — так параметры масла улучшаются постепенно.

При частичное замене, слитый объем восстанавливают свежим трансмиссионным маслом
При частичное замене, слитый объем восстанавливают свежим трансмиссионным маслом

Полная замена проводится на сервисе с помощью специальной установки: старое масло прокачивается из гидросистемы под давлением и одновременно заливается свежее. Процедуру обычно делают за один цикл, и она хороша для КП с малым пробегам — примерно до 100 тысяч километров — поскольку позволяет максимально очистить систему. Важно помнить, что активная прокачка жидкости может поднять и старый осадок — металлический мусор и нагар — и забить гидроблок, поэтому к таким работам стоит подходить осторожно и доверять профессионалам. Как бы то ни было, цель обеих процедур — максимально обновить масло, сохранив как можно дольше его полезные свойства.

-5

Наконец, важно подобрать качественное ATF. От того, насколько стабильно жидкость выполняет все свои функции и сохраняет эксплуатационные свойства: поддерживает нужную вязкость, устойчива к окислению и перегреву, отвечает фрикционным требованиям, зависит срок службы АКП. Среди примеров современных продуктов — трансмиссионные масла бренда BIZOL. Это немецкая компания, сейчас входящая в состав Eurolub GmbH, и их смазки разрабатываются на современной немецкой производственной базе. ATF создаются с учетом передовых стандартов (они соответствуют или даже превосходят требования DEXRON/MERCON и других спецификаций) и проходят тщательную сертификацию. Такие современные качественные смеси помогают обеспечивать плавную работу коробки и защищать ее от износа, что позволяет автоматике служить дольше и надежнее.

-6

В некоторых мануалах говорится, что трансмиссионная жидкость не подлежит замене и используется на протяжении всего срока службы автомобиля. Но сколько это — не понятно: гарантийный срок, пока не сгниет кузов? Как понять — не ясно. Усредненная рекомендация замены «трансмиссионки» 90 000. Кроме того, можно ориентироваться и на личные ощущения, если передачи стали переключаться позднее, появились пинки, рывки и прочие неприятные ощущения первое, что стоит сделать — сменить ATF. Это самая простая из процедур, которая может предупредит дорогой ремонт.