Найти в Дзене

Для путешествий в космос: в России испытали плазменные двигатели

Научный центр Келдыша провел испытания новых плазменных двигателей. Они могут сделать возможными межпланетные перелёты на Луну, Марс и дальше – по всей Солнечной системе. Эти двигатели не имеют аналогов в мире. Тесты в условиях, максимально приближенных к космическим, показали впечатляющие результаты. В теме разбирался Максим Иванов.

Ракеты с новыми двигателями могут сделать космический туризм не выдумкой фантастов, а реальностью, заявил гендиректор центра Келдыша Владимир Кошлаков.

Сейчас по всему миру используются химические ракетные двигатели. Они работают на керосине. Самый ходовой российский ракетный двигатель – РД-180. Его ставят не только на наши ракеты, но и, например, на американские: ракеты "Атлас-3" и "Атлас-5", к примеру, летали как раз на РД-180. Илон Маск признавался, что использовал этот двигатель как основу для разработок своей компании "Спейс Икс".

Плазменные двигатели – это новое слово в ракетостроении. Новые двигатели КМ-50М и ИД-750 работают куда эффективнее химических – их удельный импульс более чем в 10 раз больше. Этот показатель отражает эффективность двигателя – сколько энергии он может дать на килограмм топлива. Чем выше число, тем больше энергоэффективность. Например, у РД-180 удельный импульс почти 340 секунд в вакууме, у новых плазменных – 3800 и 4200 секунд, выше на порядок.

Тяга, то есть сила толкания ракеты вперед, у плазменных двигателей намного ниже, чем у химических. Но много и не нужно: новые двигатели нужны не для преодоления гравитации Земли, а для путешествий в межпланетном пространстве. В этих условиях важнее использовать топливо максимально эффективно, ведь дозаправок в космосе пока не предвидится. Из-за отсутствия сильной гравитации в космосе ускорению почти ничто не мешает, и скорость будет набираться постепенно, но по итогу – большая.

КМ-50М может работать 20 тысяч часов – это больше двух лет без остановки. ИД-750 еще эффективнее – он способен работать 50 тысяч часов, это уже пять с половиной лет. Секрет успеха – в топливе: оба двигателя используют ксенон и криптон – это два инертных газа, их легко хранить в условиях космоса. Плюс, в сотрудничестве с научным центром «ТРИНИТИ», дочкой «Росатома», центр Келдыша разработал компактный преобразователь энергии ядерного реактора, чтобы питать двигатель.

Новые двигатели позволят расширить горизонты исследования космоса. Гендиректор центра Келдыша Владимир Кошлаков отмечает, что в дальнейшем новая технология сможет привести человечество даже к космическому туризму – полезная нагрузка на ракетах с такими двигателями будет куда больше, а время перемещения между планетами – меньше. Например, перелёт до Марса может сократиться с полутора лет до двух месяцев. Впоследствии мы сможем и полететь изучать дальний космос.