Найти в Дзене

ОМО им. П.И. Баранова – второе столетие среди лидеров российского двигателестроения

Оглавление
Сотрудники ОМО им. П.И. Баранова © ОДК
Сотрудники ОМО им. П.И. Баранова © ОДК

Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова отмечает 109 лет со дня создания. Сегодня предприятие, которое стояло у истоков отечественного двигателестроения, – один из крупнейших производителей авиационных газотурбинных двигателей в России.

История Омского моторостроительного объединения имени П.И. Баранова началась в 1916 году в городе Запорожье (тогда – Александровск). Петербургские предприниматели купили местный завод, специализировавшийся на выпуске сельскохозяйственных машин. После переоснащения на заводе начали выпуск поршневого авиамотора «Дека» М-100, в работе над которым принимал участие молодой Владимир Климов, будущий главный конструктор ленинградского ОКБ №117, сегодня ОДК-Климов.

ОМО им. П.И. Баранова – начало истории

Поршневой авиамотор М-6 – один из первых двигателей, которые выпускало предприятие ОМО им. П.И. Баранова © ОДК
Поршневой авиамотор М-6 – один из первых двигателей, которые выпускало предприятие ОМО им. П.И. Баранова © ОДК

С декабря 1920 года завод, восстанавливающийся после гражданской войны, стал называться «Большевик». Постепенно завод возродил производство деталей для авиамоторов. Организацией производства здесь занимался, в частности, Петр Ионович Баранов, будущий начальник Военно-воздушных сил. На заводе шла активная кадровая работа, появилась школа фабрично-заводского ученичества. В 1925 году начался серийный выпуск авиамоторов М-6.

Петр Ионович Баранов (1892-1933) – один из главных создателей и организаторов Военно-Воздушного Флота и авиапромышленности СССР © Архивное фото
Петр Ионович Баранов (1892-1933) – один из главных создателей и организаторов Военно-Воздушного Флота и авиапромышленности СССР © Архивное фото

В 1935-1941 годах запущено в производство около 10 типов двигателей и их модификаций, в том числе М-85 и М-88. Моторы завода им. П.И. Баранова стояли на самолете «Родина» В. Гризодубовой, П. Осипенко, М. Расковой, совершивших в 1938 году рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток.

В декабре 1927 года Запорожский моторостроительный был переименован в Государственный союзный завод № 29. Значительно расширялось производство – на заводе трудилось уже более двух тысяч человек. Многие цеха стали переходить на двух- и трехсменный график работы. К 1930 завод освоил двигатель М-22. В 1933 году предприятие получило имя П.И. Баранова.

ОМО им. П.И. Баранова в годы Великой Отечественной войны

Двигатель АШ-82ФН в музее ОМО им. П.И. Баранова © ОДК
Двигатель АШ-82ФН в музее ОМО им. П.И. Баранова © ОДК

С началом Великой Отечественной войны остро встал вопрос об эвакуации ведущих промышленных предприятий в тыл, где они были недоступны для атак противника. Местом эвакуации завода им. П.И. Баранова был выбран город Омск.

Дорога в эвакуацию стала тяжким испытанием для работников завода и их семей. Сроки были максимально сжатыми – приказ наркома авиационной промышленности об эвакуации поступил на завод 12 августа 1941 года, а последние вагоны с людьми и оборудованием прибыли в Омск в сентябре. Вагонов не хватало, люди ехали на открытых платформах, под наспех сколоченными навесами, среди станков и машин.

Производственную площадку в Омске разместили на территории двигателестроительного завода, строившегося с 1936 года. С прибытием оборудования его нужно было срочно разгружать, чтобы освободить железнодорожные пути для быстрой переброски воинских частей на фронт. Но для этого нужно было построить новую железнодорожную ветку до территории завода. В городе был объявлен «воскресник», и сотни омичей – рабочих, служащих, студентов – вышли на сооружение железнодорожного пути. Строительство 6 км железнодорожной ветки было выполнено в кратчайший срок – всего за одни сутки.

Рабочим пришлось, не дожидаясь окончания строительства здания завода, приступить к сборке моторов. Первые узлы будущих двигателей были изготовлены в шалашах и брезентовых палатках.

Уже 7 ноября 1941 года на предприятии прошел испытания авиадвигатель М-88Б. С 1943 года началось производство звездообразных поршневых двигателей конструктора Аркадия Швецова – АШ-82ФН для самолетов фронтовой авиации. Вскоре после Победы, 13 сентября 1945 года, завод был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина.

ОМО им. П.И. Баранова сегодня

Двигатели производства ОМО им. П.И. Баранова в музее предприятия © ОДК
Двигатели производства ОМО им. П.И. Баранова в музее предприятия © ОДК

В послевоенные годы завод продолжил развиваться уже как часть омской промышленности. Изготавливал двигатели АШ-82Т для самолетов «Ил», АШ-82В для вертолета Ми-4. В 1978 году завод приступил к освоению вспомогательной силовой установки ВСУ-10 для пассажирских самолетов «Ил».

За годы работы предприятие освоило выпуск десятков типов и модификаций авиационных и индустриальных двигателей. Сегодня на предприятии выпускают детали новых авиадвигателей для российских пассажирских самолетов – в том числе турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ-01 для региональной авиации. На предприятии успешно работает современный полностью автоматизированный стенд для испытаний этого двигателя.

Сотрудник ОМО им. П.И. Баранова за работой в цехе © ОДК
Сотрудник ОМО им. П.И. Баранова за работой в цехе © ОДК

Омские двигателестроители также участвуют в производстве узлов и деталей новейшего отечественного авиадвигателя ПД-8 для ближнемагистральных самолетов и нового авиационного двигателя пятого поколения ПД-14 для среднемагистральных самолетов.

Сотрудник ОМО им. П.И. Баранова с учеником © ОДК
Сотрудник ОМО им. П.И. Баранова с учеником © ОДК

Сегодня ОМО им. П.И. Баранова – один из крупнейших работодателей Омской области, промышленный флагман региона. Предприятие активно развивается, привлекает и обучает молодые кадры. Совместно с Омским государственным техническим университетом предприятие также готовит инженеров нового поколения в рамках образовательно-профессионального трека «Крылья Ростеха».

Поздравляем наших коллег – профессионалов российского двигателестроения! Инженеры, конструкторы, технологи, специалисты рабочих профессий – каждый из вас своим трудом вносит личный вклад в дело создания новых отечественных авиационных двигателей.