Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Танк из Костромы с телескопической башней

Проект танка ТИЛ, предложенного в январе 1943 года инженером-электриком В.Ф. Лентовским

С того времени, как появились танки, вовсю идет процесс совершенствования их конструкции. Касается это вопроса маневренности вооружения. Самые первые танки страдали от того, что имели крайне ограниченные секторы обстрела. После того, как появилась башня кругового вращения, маневренность огня заметно выросла. Вместе с тем, зачастую требовалось больше маневренности огня, чем позволяли имеющиеся конструкции вооружения. Далеко не всегда удавалось решить подобные проблемы, но это отчасти объясняет тот факт, почем появлялись всевозможные предложения, порой больше похожие на фантастику.

Послевоенный эскиз ТИЛ.
Послевоенный эскиз ТИЛ.

Одной из таких идей-фикс являлась решение вопроса повышения высоты линии огня. С одной стороны, это позволяло вести огонь на большие дистанции и накрывать те цели, которые обычному танку оказывались недоступны. С другой стороны, более высокая линия огня приносила куда больше минусов, чем плюсов. Решением проблемы некоторые изобретатели считали переменную высоту линии огня, то есть башню, которая имела телескопическую конструкцию основания. По такому пути пошел инженер-электрик В.Ф. Лентовский из Костромы, предложивший в январе 1943 года изобретение под названием "Машина ТИЛ".

А таким он был в представлении самого автора.
А таким он был в представлении самого автора.

Собственно, совсем с нуля свой танк Лентовский придумывать и не собирался. ТИЛ (Танк Инженера Лентовского) представлял собой вариацию на тему Т-26. Исходя из задумки автора, в ТИЛ можно было переделать те танки, которые уже производились. В этом смысле идею автора поняли после войны в отделе изобретений ГАБТУ КА, когда отбирали наиболее интересные проекты и рисовали по их мотивам эскизы. Поэтому не стоит удивляться, что на послевоенном эскизе изображена куда более могучая боевая машина, чем у автора. По сути общая идея не менялась.

Телескопический элемента ТИЛ.
Телескопический элемента ТИЛ.

Смысл конструкции состоял в том, что башня танка, вместе с погоном крепилась на основании, которое соединялось с телескопической системой, закрепленной в корпусе. По задумке автора, подниматься башня могла на высоту до 10 метров, со сторостью 2 метра в секунду. Под башней находился люк, который использовался для подачи боеприпасов. Также предусматривался брезентовый трубчатый чехол, который одновременно служил ступеньками для подъема наверх или вниз. Напоминал он конструкцию, которая использовалась на шведском танке Strv 103.

В походном положении ТИЛ был обычным танком.
В походном положении ТИЛ был обычным танком.

Автор предусмотрел два варианта "Машины ТИЛ". Первый был однобашенным, можно сказать, базовой моделью. Второй вариант предусматривал тандемное расположение башен, типа того, что было использовано на Т-100 и СМК. При этом подъемной была только задняя башня, а у передней башни имелись ограничения по углам наводки по горизонтали. Одними только танками, кстати, автор не ограничивался. Лентовский предлагал ставить аналогичные башни на бронепоезда.

Двухбашенный вариант ТИЛ.
Двухбашенный вариант ТИЛ.

Согласно задумке автора, наиболее эффективным было использование ТИЛ в городских боях. Такая башня могла простреливать верхние этажи зданий, а также высаживать в них десант. Подразумевалось и использование башни, выдвигаемой вверх, как неподвижный наблюдательный пункт. При этом, согласно подсчетам автора, масса подъемных частей, которые ставились в танк, составляла около 200 кг. То есть был намек на то, что Лентовский сразу продумывал возможность установки такой системы на тот же Т-26. Впрочем, его энтузиазм в ГБТУ КА не поддержали.

Подъем осуществлялся только задней башни.
Подъем осуществлялся только задней башни.

Грубые подсчеты показали, что даже если переделывать Т-26, то масса конструкции, которая могла бы реально работать, составила бы 1500-2000 кг. Только в этом случае телескопическая система могла выдержать отдачу при стрельбе из 45-мм пушки. У более мощных орудий отдача была куда мощнее, а это значит, что и телескопическая система оказывалась еще более громоздкой. Также возникали сомнения в том, что такая система может обеспечить прицельную стрельбу. Хотя надо отметить - в вердикте высказывались сомнения, а не указывалась невозможность создания ТИЛ.

Т-62М с прибором наблюдения на телескопической конструкции.
Т-62М с прибором наблюдения на телескопической конструкции.

Так или иначе, но после войны разработкой Лентовского интересовались, хотя практической необходимости в ней всё не не имелось. А вот телескопические приборы наблюдения нет-нет, да всплывают с точки зрения установки их на танки. Да и вынос пулеметного вооружения на телескопическую установку не является чем-то уж совсем фантастическим. Вполне возможно, что идеи автора ТИЛ когда-нибудь окажутся реализованными. По крайней мере частично.

Список источников:

ЦАМО РФ

Другие статьи по советским боевым машинам нетрадиционных схем:

Идеи по реализации систем залпового огня на мотоциклетной базе, которые прорабатывались в 1941-42 годах

Проект одноместного десантируемого колесно-гусеничного танка, предложенного Е.Н. Карповым летом 1941 года

Шагающая огневая точка из Магнитогорска

Аэромобиль Л.П. Курбалы

Проект "зимнего танка с винтовым движителем", предложенный в августе 1942 инженером-технологом Б.Бекетовым

Проект самоходной артиллерийской установки, который осенью 1941 года был предложен инженером-конструктором И.А.Махановым

Проект "Танка тяжелого типа - истребителя", предложенный весной 1944 лейтенантом Л.В. Розановым

Шагоход-КАРАР заместителя политрука А.Г. Корнеева

Истребитель танков "РР", который в ноябре 1942 года предложили инженеры Э.Р. Расс и П.Д. Розов с завода №1 им. Сталина НКАП

"Танк-носорог" Н.Ф. Деркача с этим самым рогом

Батальонный комиссар Щекин и боевая машина с тепловым лучом