33,3K подписчиков

Мото-"катюша" - бумажная и реальная

3,1K прочитали

Идеи по реализации систем залпового огня на мотоциклетной базе, которые прорабатывались в 1941-42 годах

Такое понятие, как рационализаторство и изобретательство, было в Красной Армии совсем не пустым звуком. Оно очень даже поощрялось, причем на самом высоком уровне. Больше того, проводились различные конкурсы с вполне приличным денежным фондом. Таковые проводились по самым разным направлениям, например, по счетчикам моточасов. Порой изобретение носило гораздо больший масштаб, чем некоторые могут представить. Во время войны инициативная группа в составе четырех инженер-майоров предложила такое изобретение, как "подвижный танко-агрегатный ремонтный завод". Переписку по нему убрали в отдел изобретений, но это отнюдь не прожект. Они не просто предложили, а организовали такой ремзавод, авторам выплатили очень немаленький гонорар - по 10 тысяч рублей. Это к вопросу о всяких "свинтопрульных аппаратах".

Общий вид "бронированного мотоцикла с подвижной батареей"
Общий вид "бронированного мотоцикла с подвижной батареей"

Основная часть изобретений, которые шли в соответствующие органы, была более приземленной, скажем так, и лишенной смысла в реализации. Между тем, порой реальные приспособления оказывались даже более смелыми, чем предлагаемые с мест идеи. Касалось это, в том числе, и мотоциклов. Различные пулеметные вертлюги, установка вооружения, включая минометы - чего только не придумывали. Ставили на мотоциклы и пушки, причем далеко не только у нас. Французы вполне себе перевозили легкие ПТО в коляске мотоцикла Gnome-Rhône AX II. Но самой ядреной идеей стало использование мотоцикла как базы для установки системы залпового огня. В 1942 году появилось предложение о создании бронемотоцикла, вооруженного пусковой установкой. Но вряд ли Б.М. Баринов и В.И. Карев, предложивших эту идею, догадывались о том, что были совсем не первыми. Причем речь идет отнюдь не о бумажном проекте.

Машина становилась одноместной.
Машина становилась одноместной.

Начать, впрочем, стоит с "фантастики". В марте 1942 года на рассмотрение Управления Бронепоездов ГАБТУ КА (в него структурно попали и бронемашины, а также переделки мотоциклов) поступил проект под названием "Бронированный мотоцикл с подвижной батареей". К сожалению, про авторов данной идеи ничего не известно, но следует отметить, что они по 1942 году были совсем не единственными. Идеи сделать из М-72 (в основном базой для переделок выступал он) самоходную огневую платформу в 1942 году бурлили по полной программе. Одних только самоходных минометов предполагалось 2-3 варианта, из них 1 приняли на вооружение Красной Армии и запустили в серию. Впрочем, Баринов и Карев переплюнули всех.

Подвижность установки по горизонтали имелась, но на ограниченном секторе - только вправо.
Подвижность установки по горизонтали имелась, но на ограниченном секторе - только вправо.

Согласно пояснительной записке, предлагавшийся бронированный мотоцикл с "подвижной батареей" являлся, внимание, противотанковым средством. Казалось бы, полное безумие, но тоже нет. Дело в том, что опыты по противотанковому использованию как минимум РС-82 вполне себе проводились, правда, неудачно. Обладавший крайне низкой кучностью реактивный снаряд летел куда угодно, кроме как в цель. Тем не менее, идея продолжала теплиться, да и М-8 с М-13 порой применялись на прямую наводку, в том числе и по танкам. Другой вопрос, что обычно авторы идей использования РС как противотанкового средств предлагали одиночные пусковые установки. Тут же масштаб был слегка иной, да и, помимо РС-82, предлагалось и что-то более мощное.

В данном случае показан комбинированный вариант загрузки - с РС-82 и РС-132.
В данном случае показан комбинированный вариант загрузки - с РС-82 и РС-132.

Конкретную марку мотоцикла авторы не указывали, но иных альтернатив, кроме М-72, у них не имелось, да и мотор мощностью 22 лошадиные намекал. В идеале они хотели чего-то более мощное, поскольку понимали всю проблему переделки в самоходную батарею. Другой вопрос, что и Harley-Davidson WLA, который начал поступать с 1942 года, имел примерно ту же мощность мотора, как и М-72. По проекту, мотоцикл обшивался броней, толщина лба достигала 6 мм, бортов 4 мм. Такая капсула имела, по расчетам, массу 220 кг. При толщине брони 6 по периметру масса достигала 292 кг, посему как приоритетная не рассматривалась. Впереди ставилось бронестекло по типу Ил-2. Боевая масса всего мотоцикла даже по первому, основному варианту бронирования достигала 630 кг. Впрочем, авторы напоминали, что пожарный вариант ТИЗ АМ-600 имел массу 640 кг. А этот мотоцикл имел менее мощный мотор.

Система наводки батареи РС.
Система наводки батареи РС.

На месте коляски размещалась та самая подвижная батарея, которая упоминалась в названии проекта. Она имела наводку по горизонтали 26 градусов (только вправо) а по вертикали от -6 до +40 градусов. В штатном варианте исполнения боевая нагрузка составляла 16 РС-82 на авиационных направляющих. Второй вариант нагрузки предусматривал комбинированное вооружение - 8 РС-82 и 6 РС-132, также на авиационных направляющих. Существовал и третий вариант вооружения - 18 ампулометов. Их предполагалось использовать для "поджигания танков", но это уже совсем оружие смелых, учитывая дальность стрельбы ампулометов. В качестве дополнительного вооружения использовался пулемет ДТ с боезапасом в 3 магазина. По поводу подвижности конструкции авторы не распространялись, но явно догадывались насчет ее снижения. В любом случае, проект так и остался бумажным.

Варианты загрузки, в обоих случаях применялись авиационные направляющие.
Варианты загрузки, в обоих случаях применялись авиационные направляющие.

Тут бы и забыть про "Бронированный мотоцикл с подвижной батареей", но... Как уже говорилось выше, Б.М. Баринов и В.И. Карев не были первыми. 8 сентября 1941 года на Софринском полигоне прошли испытания установки РУМ-12, которую разработали и изготовили силами ОКБ завода №481 НКАП (г. Москва). Фактически авиационное КБ сделало то же самое, что и главные герои этого материала, но без бронекабины и пулемета ДТ. На месте люльки коляски установили штатные авиационные направляющие для 12 РС-82. Увы, фотографий РУМ-12 не сохранилось, но всё это мало чем отличалось от рацпредложения 1942 года. Стрельба тоже велась при помощи подвижного прицела, правда, вместо бронекорпуса был щиток, защищающий от пороховых газов при стрельбе. Насчет подвижности по горизонтали данных нет, но в вертикальной плоскости она имелась.

Ну а это для смеющихся над идеей. Отчет об испытаниях РУМ-12, очень похожей по концепции мотоциклетной установки. Настоящей.
Ну а это для смеющихся над идеей. Отчет об испытаниях РУМ-12, очень похожей по концепции мотоциклетной установки. Настоящей.

По итогам испытаний выяснилось, что проблемы имелись и у самой установки, и у РС-82. Во время залпового огня мотоцикл немного носило. В вердикте по испытаниям прямо это не указывалось, но насчет сошников намекнули. При стрельбе отмечались неоднократные проблемы со самими снарядами: скрывало крыльчатки, из 12 запущенных РС-82 половина упала на дистанции 50 метров, остальные разбросало. Проблема была не с установкой, а пороховым зарядом. РС-82, снаряженные быстрогорящим порохом БПП, работали нормально. Самое же главное, что РУМ-12 отнюдь не забраковали. На Софринском полигоне посчитали, что при небольшой доводке установка могла бы пополнить вооружение мотоциклетных подразделений. Таким образом, идея мотоцикл с РС-82 не была столь уж и безумной. Ее реализовали на практике, а результат оказался не столь и отрицательным. Другое дело, что заводу №481 осенью 1941 года стало не до мотоциклов с РС-82, его эвакуировали. Тем не менее, идея продолжала теплиться.

Список источников:

ЦАМО РФ

Другие материалы по мотоциклетной теме:

Мотоцикл ТИЗ АМ-600 в качестве машины для постановки дымовых завес.

Наиболее интересные и необычные военные мотоциклы из собрания Мотомира Вячеслава Шеянова