Найти в Дзене
Культурный код

Первый советский дальнемагистральный самолёт - Ил-62: красавец маршрутов

Оглавление

Нет, я не фанат всего советского. Но следует признать, что в этой стране, военная и гражданская техника была для своих лет на самом высшем уровне. Да просто потому, что и оригиналами, и модификациями мы пользуемся до сих пор. Порою, спустя почти полвека после создания первой модели.

Ил-62М авиакомпании «Аэрофлот»
Ил-62М авиакомпании «Аэрофлот»

Ил-62 мне всегда нравился потому, что он нет-нет, да мелькал в советских кинокартинах и на кадрах документальных съёмок. Это вызвало живой интерес к модели. А там, когда в голове появилась первая информация, невольно включилась фантазия: невольно представляешь атмосферу внутри, облик пассажиров рядом и общий вид советских городов в иллюминаторе.

Почтовая марка СССР. 1969 год
Почтовая марка СССР. 1969 год

Но фантазии одно, а реальность всё-таки совсем другое. И сегодня мы "препарируем" первый советский турбореактивный дальнемагистральный самолёт Ил-62. И поймём, сколько в нём было достоинств, а сколько скрывалось недостатков.

Символ своей эпохи

Ил-62 — летающий символ своей эпохи, воплощение советских амбиции в небе (и в любой отрасли) и полной технологической независимости. Когда 3 января 1963 года горделивый пассажирский лайнер впервые оторвался от земли, мир авиации увидел абсолютно новый типаж дальнемагистрального самолёта.

В пассажирском салоне Ил-62, 1981 год
В пассажирском салоне Ил-62, 1981 год

Первый советский реактивный пассажирский самолёт межконтинентального радиуса действия, разработанный под руководством академика Сергея Ильюшина, был задуман как достойный ответ Boeing 707. При этом он не копировал западные образцы, а пошёл своим, смелым путём — с компоновкой двигателей в хвостовой части фюзеляжа, Т-образным хвостовым оперением и уникальной аэродинамикой крыла с характерным «зубом» на передней кромке.

Ил-62М на техническом обслуживании в аэропорту Домодедово. Самолёт поднят, колёса сняты
Ил-62М на техническом обслуживании в аэропорту Домодедово. Самолёт поднят, колёса сняты

Все эти особенности появились вовсе не случайно. Размещение двигателей на корме позволяло снизить шум в салоне, упростить конструкцию шасси и улучшить взлётно-посадочные характеристики на неподготовленных ВПП. Однако за эти преимущества пришлось платить: центр тяжести пустого Ил-62 находился позади основных опор, что вызывало определённую нестабильность в хвостовой части. Инженеры решили проблему нестандартно — добавили четвёртую, выдвижную опору в хвосте. Эта деталь, казалось бы, техническая мелочь, но именно она стала визитной карточкой самолёта, мгновенно узнаваемой на любой стоянке.

Реструктуризация ОКБ и разработка Ил-62

Создание Ил-62 шло параллельно с глубокими изменениями в самом ОКБ Ильюшина. Уже в 1959 году, по приказу главного конструктора, была полностью перестроена структура бюро: появились специализированные конструкторские отделы, бюро расчётов, проектирования пассажирских самолётов, испытаний.

Шасси
Шасси

Самолёт стал отражением этой самой системной трансформации, переориентации ОКБ в основном на гражданский лад, что перенаправило усилия лучших авиаконструкторов на создание мирных самолётов, которые могли бы конкурировать с лучшими образцами западной авиации, несмотря на отсутствие СССР в ИКАО на тот момент. Тем не менее, требования международной организации по безопасности были учтены, что свидетельствует о стратегическом мышлении разработчиков.

Сопла двигателей
Сопла двигателей

Кстати, Ил-62 стал последним самолётом, созданным под личным руководством С. В. Ильюшина. Уже в 1970 году, после его ухода на пенсию, генеральным конструктором был назначен Георгий Новожилов — и именно при нём началась эволюция лайнера в модификацию Ил-62М.

Модификация лайнера

Ил-62М - этот вариант был оснащён более экономичными двигателями Д-30КУ, двухщелевыми закрылками и дополнительным топливным баком в киле, отчего увеличил дальность полёта до 11 050 км и стал основой для правительственных и дальних пассажирских перевозок. Именно Ил-62М десятилетиями служил «бортом №1» — от Брежнева до Ельцина, пока его не сменил Ил-96.

Передняя опора.
Передняя опора.

Самолёт оставил след не только в гражданской и военно-политической, но и в культурной сфере. Он появлялся на почтовых марках, стал объектом музейных экспозиций, один из экземпляров — СССР-86670 — в 1983 году своим ходом прибыл в Музей ВВС в Монино, благополучно приземлившись на болотистый грунт.

"Подводные камни" и не самые приятные истории

В то же время Ил-62 стал не избежал и трагедий: за время эксплуатации было зафиксировано 23 происшествия разной степени ужасности, повлёкших списание машин (включая катастрофу под Кёнигс-Вустерхаузеном в 1972 году, унёсшую жизни 156 человек).

В любом случае только на рубеже XX–XXI веков, когда авиация перешла на более экономичные широкофюзеляжные лайнеры, Ил-62 начал сдавать позиции. Авиакомпании отказывались от него из-за высокого расхода топлива и шумности (требования эпохи изменились кардинально).

Ил-62М МЧС России
Ил-62М МЧС России

С 2002 года полёты Ил-62М в страны ЕС были запрещены по нормам ИКАО по шуму. Однако до сих пор несколько экземпляров остаются в строю — в ВВС России, у северокорейской Air Koryo и у белорусской грузовой Rada Airlines. Это не раритеты, а действующие машины, продолжающие летать вопреки прогнозам и чьим-то желаниям.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.