Пользователей СПМ хотят приструнить
Для совершенствования организации дорожного движения, снижения количества ДТП и повышения культуры участников дорожного движения Президент подписал Указ № 295, которым вносятся изменения в Правила дорожного движения. Они коснутся многих, но особенно владельцев электросамокатов и всего прочего, что ПДД называют средствами персональной мобильности.
4 августа в Минске на регулируемом пешеходном переходе случилось ДТП с участием автомобиля и двух несовершеннолетних девочек, которые пересекали проезжую часть на одном электросамокате. Пострадавшие доставлены в больницу.
5 августа в Барановичах подросток попал под колеса автомобиля, двигаясь на электросамокате. Пострадавший – в больнице.
5 августа в Бресте на дворовой территории водитель автомобиля совершил наезд на 13-летнего пешехода, который двигался на электросамокате. Подросток находится в больнице.
Эту печальную статистику можно продолжать до бесконечности. Подобные инциденты с любителями активного отдыха, передвигающимися на СПМ и велосипедах, происходят регулярно.
По данным ГАИ, за последние два года в Беларуси зафиксировано около 900 ДТП с участием велосипедистов и пользователей СПМ. В 2024-м аварийность выросла на 80%, погибли четыре человека. С начала 2025 года – еще три смертельных случая.
ЧТО ОЖИДАЕТ СПМ
Применительно к пока действующим ПДД под СПМ понимаются устройства, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (при наличии специально оборудованного места для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сегвей, моноколесо и пр.).
В новых правилах СПМ трактуются следующим образом: транспортное средство(!), имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч, предназначенное для движения одного(!) человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей).
Лица, передвигающиеся на СПМ, отныне будут приравниваться к велосипедистам с учетом особенностей, предусмотренных для них в ПДД. Ранее поклонники СПМ приравнивались к пешеходам, и на них распространялись соответствующие правила.
Как следует из указа, физические и юридические лица, которые владеют устройствами, относящимися до вступления указа в силу к СПМ и имеющими максимальную конструктивную скорость движения более 25 км/ч, вправе:
• обратиться за их государственной регистрацией в подразделения ГАИ при подтверждении соответствия типам транспортных средств «мопед» или «мотоцикл» в соответствии с требованиями техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011);
• использовать без госрегистрации СПМ на дорогах без усовершенствованного покрытия, передвигаясь в светлое время суток по обочине дороги, а при ее отсутствии – по проезжей части не далее одного метра от правого края.
Так что если конструкция СПМ предусматривает скорость свыше 25 км/ч, то его нужно зарегистрировать в ГАИ. Прежде определив, к какому типу транспортного средства СПМ будет соответствовать: мопед или мотоцикл.
Для оценки соответствия транспортного средства к конкретному типу необходимо обратиться с заявлением в испытательные лаборатории (центры), являющиеся резидентами Беларуси и включенными в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза. По результатам оценки оформляется электронный паспорт транспортного средства.
Его оформление, как и госрегистрация транспортных средств, осуществляется в соответствии с законодательством об административных процедурах без предоставления документов, подтверждающих приобретение транспортных средств (Указ Президента № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых госорганами и иными организациями по заявлениям граждан).
Использовать СПМ, конструкция которых предусматривает скоростной режим свыше 25 км/ч, можно и без госрегистрации, но только на дорогах без усовершенствованного покрытия, передвигаясь в светлое время суток по обочине дороги, а при отсутствии обочины – по проезжей части дороги не далее одного метра от края проезжей части.
Справка «ТБ». Усовершенствованное покрытие – покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.
Внесены изменения по скорости: в населенных пунктах – не более 10 км/ч (за исключением велодорожек и проезжей части), за городом – не более 25 км/ч. Запрещено передвигаться в пешеходных зонах (обозначенных соответствующими знаками), а также на тротуарах, если масса устройства превышает 35 кг.
При пересечении дороги теперь нужно спешиваться на пешеходных переходах, исключение – велопереезды, оборудованные специальными светофорами. Это давно назревшие изменения, учитывая количество дорожных инцидентов именно на переходах.
Новые правила и для велосипедистов. Главное новшество – обязательное спешивание при пересечении проезжей части дороги. Исключения предусмотрены в следующих случаях:
• при движении по велодорожке вдоль дороги (при условии соблюдения ПДД);
• если есть велосипедный светофор;
• на сельских дорогах, где тротуары или обочины пересекаются выездами из дворов.
МОТОБЛОКИ, ШИНЫ И ТОНИРОВКА
Отныне ПДД разрешают движение на мотоблоках. Движение на них с прицепом допускается только в светлое время суток по обочине дороги, установленная скорость по которой не должна превышать 90 км/ч, а при отсутствии обочины – по проезжей части дороги не далее одного метра от ее правого края.
Внесены изменения также к маркировке зимних шин автомобилей. Если all season (все сезоны), то такие шины считаться зимними не будут. Проще говоря, отныне на них с декабря по февраль ездить нельзя.
И вишенка на торте. Как сообщил на пресс-конференции начальник ГАИ МВД Виктор Ротченков, отныне разрешены тонировка, нанесение пленочных покрытий, установка шторок на заднем и задних боковых стеклах легковых автомобилей. При этом нормы по светопропускаемости не установлены.
«Хочу предупредить всех водителей: наравне с этим разрешением ГАИ будет пристально уделять внимание пресечению правонарушений, когда водители наносят пленочные покрытия на передние стекла – это будет считаться нарушением ПДД, за что предусмотрена ответственность. Мы будем занимать более принципиальную и жесткую позицию по данному вопросу (пленочные покрытия на передних стеклах автомобилей), вплоть до того, что транспортные средства будут помещаться на охраняемые стоянки, признаваться вещественными доказательствами и находиться там до окончания административного процесса», – расставил акценты глава ведомства.
Евгений ГРАЧЕВ, «ТБ»