Найти в Дзене
Культурный код

Eurocopter Tiger: основная ставка европейского вертолётостроения

Оглавление

Если бы вы спросили любого военного эксперта в 1980-х, какой ударный вертолёт станет знаковым для Европы на рубеже веков — вряд ли кто-то назвал бы Eurocopter Tiger. Просто этот проект начинался с провала, почти не дожил до реализации и всё же, по итогу, стал первым полностью композитным ударным вертолётом Европы.

Немецкий Eurocopter Tiger
Немецкий Eurocopter Tiger

Сегодня мы посмотрим на то, как рождался этот летающий танк, какие бои он прошёл и почему его продолжают модернизировать даже сейчас. И это очень интересная история с учётом всех сложностей и перипетий жизни.

Рождение под давлением

В начале 1980-х Франция и Германия понимали: у них нет конкурентоспособного ответа американским Apache или советским Ми-24. Тогда родился амбициозный план создания общего боевого вертолёта. Изначально его задумывали как противотанковую машину, способную перекрыть маршруты продвижения советских танковых колонн по Западной Европе. А значит в конструкцию заранее закладывалась повышенная прочность и живучесть.

Немецкий Eurocopter Tiger
Немецкий Eurocopter Tiger

Но СССР рухнул, холодная война закончилась, а бюджеты на оборонку начали резать. Проект чуть не свернули. Однако указанные страны решили не сдаваться и адаптировать вертолёт под новые реалии — многоцелевой ударник, способный выполнять разведку, поддержку пехоты и сопровождать другие воздушные машины.

Первый полёт состоялся в 1991 году, но серийное производство началось только в 2003. За это время консорциум Airbus Helicopters (тогда ещё Eurocopter) потратил более 14,7 млрд евро, объединив усилия Aérospatiale, MBB и Thomson-CSF.

Конструкция: из чего сделан современный «Тигр»

Впервые в Европе создали машину, где 80% фюзеляжа изготовлено из углеволокна и кевлара, 11% — из алюминия и 6% — из титана. Хвостовая балка, лопасти несущего винта, корпус — всё это собрано без единого лишнего куска металла.

«Тигр» австралийской армии в 2015 году
«Тигр» австралийской армии в 2015 году

Форма и материалы обеспечивают минимальную радиолокационную заметность, снижают инфракрасный след и шум. Такой подход делает Tiger сложной целью для ПВО.

Аэродинамика тоже удивляет. Четырёхлопастной несущий винт без шарнира позволяет выполнять мёртвые петли и манёвры с отрицательной перегрузкой. Это признак высочайшей управляемости и живучести в плотном воздушном бою.

Живучесть

Tiger спроектирован так, чтобы выдерживать попадание из стрелкового оружия и даже 23-мм снарядов. Бронированный фюзеляж, дублированные системы управления, защищённые каналы передачи данных и самогерметизирующиеся топливные баки — всё это повышает шансы экипажа выйти из боя живыми.

«Тигр в полёте», 2012
«Тигр в полёте», 2012

Для защиты установлены:

  • Система обнаружения запуска ракет AN/AAR-60 (MILDS),
  • Лазерные и радиолокационные предупредители,
  • Дипольные отражатели и тепловые ловушки.

Кроме того, силовая установка может работать до часа без смазки — если система питания повреждена, есть время уйти из зоны поражения.

Экипаж и авионика: два пилота — один разум

«Тигр» оснащён двухместной тандемной кабиной. Спереди — пилот, сзади — оператор систем вооружения. Оба могут управлять оружием и лететь, если того потребует ситуация. Шлемовое устройство обеспечивает ночное видение, инфракрасный обзор и интеграцию с прицельными системами.

Передняя кабина Tiger HAP
Передняя кабина Tiger HAP

Ключевая система — Osiris: оптико-электронный комплекс на мачте над несущим винтом. Он включает:

  • Телевизионную камеру,
  • Тепловизор второго поколения (до 18 км дальности),
  • Лазерный дальномер/указатель цели.

Это позволяет обнаруживать цели за много километров до начала атаки и наводить управляемое оружие без визуального контакта.

Вооружение: что может «Тигр» в бою

Tiger — универсальный охотник. Он может быть настроен под задачи: от противотанковой войны до воздушного патрулирования.

Мачта над головкой ротора с системой Osiris
Мачта над головкой ротора с системой Osiris

Основное вооружение:

  • 30-мм пушка GIAT 30 (до 450 снарядов),
  • Управляемые ракеты: HOT-3 (противотанковая, дальность до 4 км), Spike ER (до 8 км), PARS 3 LR (до 6 км, "выстрелил и забыл"), Hellfire II (до 8–10 км).
  • Неуправляемые ракеты: FZ SNEB 68 мм (Франция/Испания),
    FZ-225/233 70 мм (Германия/Австралия).

Воздушный бой:

  • AIM-92 Stinger (переносные ПЗРК, дальность до 5 км),
  • Mistral (фр.-исп. вариант, до 6 км).

Модульная совместимость:

  • Возможность замены пулемётных контейнеров,
  • Интеграция новых типов боеприпасов, таких как Roketsan Cirit (70 мм управляемая ракета),
  • Совместимость с будущей ракетой MAST-F (Missile Air-Sol Tactique Futur), которая придёт на смену Hellfire.

Боевой путь: от Афганистана до Мали

Tiger впервые применили в боевых действиях в Афганистане в 2009 году. Французские HAP показали себя в роли отличных разведчиков и ударников, поддерживая наземные силы коалиции. В 2011 году немецкие UHT также прибыли в страну, выполняя сопровождение конвоев и поддержку миротворцев.

Французская армия EC-665 Tiger во время учений по стрельбе с передовой оперативной базы Моралес-Фрейзер 23 января 2011 года в Каписсе, Афганистан
Французская армия EC-665 Tiger во время учений по стрельбе с передовой оперативной базы Моралес-Фрейзер 23 января 2011 года в Каписсе, Афганистан

В Ливии в 2011 году «Тигры» участвовали в операциях НАТО против режима Каддафи. А в 2013 году французские и немецкие машины были направлены в Мали, где их использовали для борьбы с экстремистскими группировками.

Модификации: четыре лица одного вертолёта

На данный момент вертолёт уже прошёл ряд модификаций и улучшений:

  • Tiger HAP (Франция) — базовый вариант, ориентированный на воздушный бой и поддержку. Оснащён 30-мм пушкой и Mistral.
  • Tiger HAD (Франция/Испания) — усиленная версия с двигателями MTR390 повышенной мощности (до 1774 л.с.), увеличенной массой (до 6600 кг) и возможностью использовать Spike ER и Hellfire.
  • Tiger UHT/KHT (Германия) — многофункциональный вариант с PARS 3 LR и Stinger. Без встроенной пушки, но с возможностью установки пулемётов.
  • Tiger ARH (Австралия) — разведывательный вариант, модифицированный под местные условия. Использует FZ-ракеты и Hellfire.

Tiger активно продвигался на международный рынок. Однако конкуренция с AH-64 Apache и Ми-28 оказалась слишком жесткой. В итоге:

  • Австралия получила 22 ARH,
  • Испания — 24 HAD,
  • Германия — 57 KHT,
  • Франция — 67 HAD.
Попытки продать «Тигра» Турции, Южной Корее, Индии и другим странам потерпели неудачу
Попытки продать «Тигра» Турции, Южной Корее, Индии и другим странам потерпели неудачу

Попытки продать «Тигра» Турции, Южной Корее, Индии и другим странам потерпели неудачу из-за политики, стоимости и задержек в поставках.

Программа Mk III стартовала в 2016 году. Цель — сделать Tiger совместимым с беспилотниками, улучшить связь, внедрить новые средства радиоэлектронной борьбы и вооружение. Франция и Испания уже подписали контракты на модернизацию:

  • Франция — 42 вертолёта до 2029 года,
  • Испания — 18 до 2030 года.
Французский Tiger HAP в 1993 году.
Французский Tiger HAP в 1993 году.

Mk III получит:

  • Новую оптико-электронную систему,
  • Обновлённый шлемовой прицел,
  • Современные каналы связи и данные,
  • Интеграцию с Galileo,
  • Поддержку новых ракет и реактивных снарядов.

Итоги

Eurocopter Tiger — это пример того, как технологии могут преодолеть бюрократию, политику и экономические кризисы. Он доказал свою ценность в бою, адаптируется к новым угрозам и остаётся актуальным в условиях гиперзвукового развития вооружений.

Испанская армия Tiger HAD на международном авиасалоне в Мадриде,
Испанская армия Tiger HAD на международном авиасалоне в Мадриде,

Тигр не самый быстрый. Он не самый дешёвый. Но он — один из самых технологичных ударных вертолётов в мире , который показывает, что Европа может создавать свои собственные решения, не уступая ни США, ни России.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.