Найти в Дзене

Российский рынок автомобилей: итоги первой половины 2025 года

Оглавление

Первая половина 2025 года ознаменовалась заметным охлаждением российского автомобильного рынка после бурного роста годом ранее. Продажи новых легковых автомобилей значительно сократились по сравнению с началом 2024 года – примерно на четверть. Основными факторами стали экономические трудности: высокие цены на машины, дорогие автокредиты и снижение покупательной способности населения. Покупатели предпочитают держать деньги на вкладах под высокие проценты вместо покупки автомобиля. Подводим итоги первой половины 2025 года.

Введение

Даже несмотря на акции и скидки дилеров, интерес к новым машинам упал, а средний срок владения автомобилем вырос до 7,5 лет. При этом на рынке полностью поменялась структура предложений: доля китайских и отечественных брендов достигла рекордных значений, тогда как европейские, американские, японские и корейские марки практически исчезли из официальной продажи.

Ниже мы подробно рассмотрим ключевые показатели этого периода: сколько автомобилей было продано и какие модели лидируют, как изменилась сеть дилерских центров и в каких регионах спад оказался максимальным.

Объем продаж и лидеры рынка

По данным агентства «Автостат», за январь–май 2025 года продано 440,3 тыс. новых машин – на 26% меньше, чем за тот же период 2024 года. Если добавить продажи первой половины июня, совокупный итог приближается к полумиллиону автомобилей. Для сравнения, год назад объем рынка в первом полугодии составлял около 750 тыс. машин, то есть сейчас рынок откатился примерно на уровень 2021 года.

Статистика - канал Сергея Целикова, директора "Автостата" - https://t.me/sergtselikov/530
Статистика - канал Сергея Целикова, директора "Автостата" - https://t.me/sergtselikov/530

Лидером рынка уверенно остается отечественный завод АвтоВАЗ. Бренд LADA удерживает около 30% всех продаж новых легковых машин в стране. В количественном выражении это порядка 130 тыс. автомобилей LADA. На долю остальных автопроизводителей приходится около 70%, причем почти полностью они состоят из компаний из Китая. На сегодняшний день китайские бренды фактически заменили ушедшие европейские и японские марки, заняв доминирующее положение.

Статистика - канал Сергея Целикова, директора "Автостата" - https://t.me/sergtselikov/530
Статистика - канал Сергея Целикова, директора "Автостата" - https://t.me/sergtselikov/530

ТОП автопроизводителей в РФ в 2025 году:

  1. LADA (30% рынка)
  2. Chery (20% рынка, бренды Chery, Exeed, Omoda, Jaecoo, Jetour и др.)
  3. Great Wall Motors (14,6% рынка, бренды Haval, Tank и др.)
  4. Geely Holding (10,8% рынка)
  5. Changan Automobile (5,4% рынка)

Рост импорта автомобилей с пробегом

Одной из самых заметных тенденций 2023–2025 годов стал бум импорта подержанных автомобилей в Россию. На фоне дефицита и дороговизны новых машин многие россияне обратились к рынку б/у из-за рубежа. В 2024 году, по оценкам ФТС и аналитиков, в страну было ввезено порядка 400 тысяч подержанных легковых автомобилей (в основном физическими лицами по схеме разрешенного параллельного импорта).

Это в 2,5 раза больше, чем ввезенных новых машин (их было около 150 тыс. через параллельный импорт за год). В 2025 году эта тенденция не только сохранилась, но и усилилась. Уже с начала года импорт авто с пробегом демонстрирует рост, несмотря на повышение утильсбора и прочие издержки.

Авто с аукциона Японии
Авто с аукциона Японии

Основные источники импорта подержанных машин – это страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Более половины (около 52,9%) всех ввезенных в марте б/у автомобилей прибыло из Японии. Еще 22,8% – из Республики Корея, и около 10% – из Китая (имеются в виду как машины китайских марок, бывшие в употреблении, так и, например, премиум-европейские авто с аукционов КНР).

Причины популярности импорта подержанных машин понятны: ценовая выгода и доступность. Ввозя самостоятельно авто 3-5 летней давности, можно сэкономить сотни тысяч рублей относительно цен на аналогичные новые или даже подержанные на российском рынке.

Например, разница в цене между привезенным по объявлению условным Kia Sorento из Кореи и представленным у дилеров в России может достигать 600 тыс. – 1,5 млн руб. в пользу «привозного» варианта.

Вывод и перспективы до конца 2025 года

Эксперты достаточно осторожны в прогнозах. Аналитическое агентство
«Автостат» обновило
прогноз по продажам новых легковых автомобилей на
2025 год, представив три сценария:

  • Даже по оптимистичному сценарию в 2025 году будет реализовано около 1,49 млн новых машин, что все равно на 5% меньше, чем в 2024-м.
  • Базовый (наиболее реалистичный) прогноз – 1,38 млн авто за год, то есть –12% к 2024 году.
  • Пессимистичный вариант – падение на 20% (до ~1,25 млн шт.).

Таким образом, рынок готов снизиться после сверхвысокого результата прошлого года, но масштаб спада, скорее всего, останется в пределах 10–15%. Дилеры на местах подтверждают, что резко худшей ситуации не ожидают –спрос стабилизировался на текущем низком уровне и, вероятно, останется таким до конца года.

Что касается структуры рынка во втором полугодии 2025, то вероятнее всего сохранится статус-кво. LADA останется самым продаваемым брендом, хотя ее доля может слегка снизиться, если китайские производители начнут новые волны скидок. Китайские марки продолжат экспансию: в ближайшие месяцы ожидаются поставки обновленных моделей (например, Chery Tiggo 9, новых Lifan и FAW, а также электромобилей типа Zeekr, Nio и др. – некоторые из них уже сертифицированы). Возможно, на рынок зайдут еще несколько новых брендов.

Новый Chery Tiggo 9
Новый Chery Tiggo 9

Вторичный рынок продолжит играть роль «подушки безопасности». Вероятно, до конца 2025 года объем ввоза поддержанных авто останется высоким или даже превысит прошлогодний. Это будет сдерживать рост цен на вторичке и одновременно оказывать давление на продажи новых машин.

А что думаете вы?

🚀 Подписаться | Ассоциация автомаркетологов