Найти в Дзене

Ледокол «Красин»: легенда Арктики с бурной судьбой

Среди множества кораблей, оставивших след в истории мореплавания XX века, особое место занимает ледокол «Красин» — настоящий гигант Севера, символ инженерной мощи и несгибаемой воли. Его судьба — это не просто техническая летопись, а драматическая сага, в которой сплелись политика, война, наука, подвиг и повседневный героизм.

Ледокол Красин на вечной стоянке. источник Википедия / автор  A.Savin
Ледокол Красин на вечной стоянке. источник Википедия / автор A.Savin

В 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны, российское правительство утвердило амбициозную программу по созданию собственного ледокольного флота. Морское министерство заказало в Великобритании строительство крупного ледокола, которому дали имя «Святогор» — в честь былинного богатыря, способного свернуть горы.

Закладка судна состоялась в январе 1916 года на знаменитой верфи W.G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в Ньюкасле. Интересно, что в процессе сборки корабля участвовал молодой русский инженер Евгений Замятин — впоследствии известный писатель, автор антиутопии «Мы». Его командировка в Англию для наблюдения за строительством судна оставила заметный след в его биографии и творчестве.

Ледокол «Святогор» в 1917 г.
Ледокол «Святогор» в 1917 г.

После революции ледокол оказался в эпицентре Гражданской войны. В августе 1918 года экипаж «Святогора» принял отчаянное решение: затопить судно в дельте Северной Двины, чтобы перекрыть фарватер и не допустить прохода английских военных кораблей к Архангельску. Несмотря на усилия, интервенты взяли город. Члены экипажа, участвовавшие в затоплении, были расстреляны. Сам «Святогор» подняли со дна, и в 1920 году англичане увезли его с собой, покидая Россию.

Ледокол «Красин» идёт по Северному морскому пути. Фото С. Н. Струнникова, 1933 год
Ледокол «Красин» идёт по Северному морскому пути. Фото С. Н. Струнникова, 1933 год

Ледокол удалось вернуть только в 1921 году благодаря усилиям советского торгового представителя в Лондоне Леонида Борисовича Красина — будущего наркома внешней торговли. Этот дипломатический триумф стал символом восстановления национального суверенитета над арктическими рубежами. В 1927 году, после смерти Красина, ледокол был переименован в его честь.

В 1950-х годах «Красин» прошёл масштабную модернизацию на верфи «Матиас-Тезен» в Висмаре (ГДР). Его облик существенно изменился: массивная двухтрубная конструкция уступила место более компактной, но мощной надстройке с одной широкой трубой. Внешне обновлённый «Красин» стал напоминать дизель-электрические ледоколы послевоенного поколения, хотя в основе его энергетической установки осталась традиционная паровая схема.

Ледокол получил новые котлы, работающие на мазуте, и три паровые машины тройного расширения типа «Стефенсон», выпущенные в 1957 году на гамбургском заводе Ottenser Eisenwerk Willy H. Schlicker. Это были картерные машины, с закрытыми механизмами, более надёжные и удобные в эксплуатации.

в кают-компании. источник citywalls.ru
в кают-компании. источник citywalls.ru

Современная штурманская рубка, как и вся надстройка, была создана в ходе немецкой модернизации. Это помещение — центр навигационной жизни корабля. Здесь расположен специальный стол для прокладки курса, шкафы с морскими картами, оборудование для измерений и передачи данных. В конце каждой вахты штурман вносит текущие координаты корабля в автоматический передатчик сигнала бедствия. Если возникает аварийная ситуация, достаточно нажать красную кнопку — и в течение шести часов будет передаваться сигнал SOS. К счастью, «Красин» за всю свою службу никогда не прибегал к этой мере.

На Красине. источник citywalls.ru
На Красине. источник citywalls.ru

Навигация в Арктике требует филигранной точности: течение, ветер, дрейф льдин — всё может изменить положение судна. Поэтому капитан и вахтенные офицеры регулярно сверяются с картами, рассчитывают поправки и корректируют курс. Коммуникация между мостиком и рулевой рубкой осуществляется не только по телефону, но и по старинным переговорным трубам — надёжным в любых погодных условиях.

Ледокол Красин. фото Александр Зуев
Ледокол Красин. фото Александр Зуев

Один из самых интересных экспонатов музея ледокола — диорама, изображающая проводку немецкого вспомогательного крейсера «Кomet» через Северный морской путь в 1940 году. Это уникальный эпизод тайного военно-политического сотрудничества между СССР и Германией накануне Великой Отечественной войны.

В модели изображены четыре советских ледокола — «И. Сталин», «В. Молотов», «Л. Каганович» и «Анастас Микоян», идущие кильватером. Они прорываются через тяжёлые льды, прокладывая путь для немецкого судна, идущего параллельным курсом. Это не просто зрелищная сцена — это исторический документ в объёме.

Жизнь на «Красине» — это постоянный труд в условиях экстремального холода, шума, вибрации и напряжённой ответственности. Особенно тяжёлой была работа кочегаров в до-мазутную эпоху. Как вспоминал писатель и моряк К.С. Бадигин:

«На “Красине” каждый кочегар должен был ежесуточно забросить в топку, “перелопатить”, как мы тогда говорили, около 5 тонн угля».

Температура в котельном отделении доходила до +40°C. Каждые 10–12 минут нужно было равномерно забрасывать уголь в топку, а раз за смену — очищать её длинной кочергой. Смена длилась четыре часа, отдых — 12. На ледоколе работали около 50 кочегаров — люди, чья незаметная работа обеспечивала движение гиганта сквозь льды.

После перехода на мазут и установки автоматизированных котлов типа «Вагнер» необходимость в кочегарах отпала, но в памяти судна остались годы огненной борьбы за тепло и тягу.

На борту «Красина» действовала собственная слесарная мастерская, где можно было оперативно устранять неполадки без захода в порт. Это особенно важно в условиях Арктики, где любое промедление может стоить судну дорого. Возможность самостоятельного ремонта превращала ледокол в настоящий автономный арктический бастион.

Сегодня «Красин» — это не просто корабль-музей на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге. Это — живая память об эпохе, когда Север покоряли мужеством, наукой, сталью и огнём топок. Его гулкие коридоры, отреставрированные рубки и машинные залы продолжают рассказывать историю о времени, когда лед был не преградой, а дорогой вперёд.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Если Вы хотите отблагодарить автора: dzen.ru/petersburgtours?donate=true

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь:

Ледоколы
7779 интересуются