Найти в Дзене

Императорская яхта «Штандарт»: символ величия династии Романовых

В конце XIX века Российская империя стремилась укрепить свои позиции не только на политической арене, но и в области морского представительства. В этих условиях особое значение приобрели корабли императорского флота, служившие не только средством передвижения, но и важным элементом государственной символики. Одним из самых ярких воплощений морской мощи и династического величия стала императорская яхта «Штандарт» — техническое и эстетическое достижение своей эпохи.

Яхта Штандарт
Яхта Штандарт

Первоначально судно, заказанное в 1892 году Датской судостроительной компании «Бурмейстер и Вайн» (Burmeister & Wain), предназначалось для нужд Добровольного флота и должно было стать быстроходным пароходом, способным при необходимости трансформироваться в вспомогательный крейсер. Однако в 1893 году во время пребывания императора Александра III в Дании планы неожиданно изменились. Император принял решение преобразовать строящийся корабль в новую государственную яхту.

Это решение повлекло за собой кардинальную переработку уже начатого проекта, из-за чего работы на верфи были приостановлены почти на полгода. 1 октября 1893 года петербургская пресса сообщила о торжественной закладке нового судна, прошедшей в присутствии императорской семьи на верфи в Копенгагене. В тот же день Временно управляющий Морским министерством генерал-адъютант А. К. Кремер издал приказ No 123, официально наименовав судно императорской яхтой «Штандарт».

Яхта «Штандарт» в Тулоне до 1917 года
Яхта «Штандарт» в Тулоне до 1917 года

Церемония закладки была торжественной и пышной: судоверфь украсили флагами, оркестр исполнил российский гимн, а сам Александр III вбил первый символический гвоздь в киль будущего корабля. Это событие стало не только началом строительства яхты, но и утверждением нового статуса судна как символа царской власти.

Общее руководство постройкой осуществлял датский инженер Нильсен. От российского Морского министерства за ходом работ наблюдали старший судостроитель Николай Васильевич Долгоруков и капитан 1 ранга Василий Николаевич Фредерикс, впоследствии назначенный первым командиром яхты.

Яхта была спущена на воду 26 февраля 1895 года — в день рождения Александра III. Хотя император не дожил до этого момента, церемония прошла в присутствии членов датской королевской семьи, высоких чиновников и дипломатических представителей. Адмирал Ф. В. Дубасов, наблюдавший за спуском, телеграфировал в Петербург: «...императорская яхта “Штандарт”, невзирая на лед, замечательно плавно сошла на воду».

Судно развило на испытаниях скорость 22 узла, уверенно превысив проектные показатели. Его паровые машины тройного расширения, мощностью в 12 000 л. с., в сочетании с 24 котлами системы Бельвиля, обеспечивали дальность плавания до 1400 миль экономическим ходом. Корпус судна был разделен на семь водонепроницаемых отсеков и оснащен двойным дном с резервуарами для хранения пресной воды.

Семейный портрет. Император Николай II, императрица Александра Федоровна и наследник-цесаревич на палубе яхты «Штандарт»
К. Е. Ган
Семейный портрет. Император Николай II, императрица Александра Федоровна и наследник-цесаревич на палубе яхты «Штандарт» К. Е. Ган

По своему устройству «Штандарт» стал настоящим плавающим дворцом. Его архитектура сочетала изящество и функциональность, а внутренняя отделка поражала роскошью и продуманностью. Стены кают, гостиных и салонов украшались ценными породами дерева — от красного дерева и палисандра до карельской березы и клена. Мебель выполнялась на заказ и соответствовала вкусам царской семьи. Освещение обеспечивалось электричеством, а отопление — системой пароводяных батарей.

Особое внимание уделялось безопасности и связи: на яхте были установлены электрические и механические машинные телеграфы, телефонная связь, а позднее и беспроводной телеграф. Вооружение судна включало восемь 47-мм пушек Гочкиса с никелированными стволами.

На борту находились не только апартаменты царской семьи, но и многочисленные каюты для придворных, офицеров, медиков, духовенства и команды. Просторная царская столовая на 75 человек, гостиная с шелковой обивкой стен, походная церковь с иконостасом из дуба и уникальной иконой «Хождение по водам Христа Спасителя» — все это подчеркивало статус судна как официальной резиденции императора на воде.

Германский император Вильгельм II на яхте «Штандарт»
Финские шхеры
Германский император Вильгельм II на яхте «Штандарт» Финские шхеры

Яхта «Штандарт» стала не просто техническим шедевром или роскошным кораблем. Она превратилась в символ эпохи позднего царствования Романовых, свидетельством высокого уровня кораблестроения и художественного ремесла. На её борту проходили важные встречи, дипломатические миссии, морские путешествия по Балтике, Северному морю и Атлантике.

Служба «Штандарта» продолжалась до 1914 года, когда с началом Первой мировой войны яхта была мобилизована, обезоружена и переоборудована для вспомогательных нужд флота. Так завершилась одна из самых ярких страниц в истории морского флота Российской империи.

-7

С падением Российской империи и отречением Николая II в марте 1917 года история императорской яхты «Штандарт» вошла в новый, драматический этап. Символ династического величия Романовых оказался в водовороте революционных событий и гражданской войны. Но, в отличие от многих других артефактов императорской эпохи, «Штандарт» не был уничтожен — он обрел новую судьбу в советскую эпоху, сменив имя, назначение и облик.

Рубка и капитанский мостик
Рубка и капитанский мостик

После начала Первой мировой войны, ещё в 1914 году, яхта была разоружена и переведена в разряд вспомогательных судов Балтийского флота. Она получила обозначение «Госпитальное судно №1» и использовалась как плавучий лазарет, а затем — как плавбаза подводных лодок.

В 1917 году, после Февральской революции и свержения монархии, судно было переименовано в «18 марта» — в память о Парижской коммуне, провозглашённой 18 марта 1871 года. Это было символическое отречение от царского прошлого и утверждение новых идеалов. Несмотря на политические потрясения, корабль продолжал использоваться флотом, в том числе в ходе Гражданской войны.

Минный заградитель «Марти». 1942. На фото подпись командира корабля — капитана 1-го ранга Н. И. Мещерского
Минный заградитель «Марти». 1942. На фото подпись командира корабля — капитана 1-го ранга Н. И. Мещерского

В период с 1933 по 1936 год бывшая императорская яхта «Штандарт» прошла серьёзную модернизацию на Ленинградском заводе имени Марти, в результате чего была превращена в минный заградитель. Согласно приказу начальника Морских сил Балтийского моря Л. М. Галлера от 22 января 1934 года, судно было переименовано в «Марти» — в честь французского революционера Андре Марти, широко известного в те годы.

Официальное включение корабля в состав Краснознамённого Балтийского флота состоялось 25 декабря 1936 года, когда на нём был поднят военно-морской флаг СССР. На «Марти» установили передовые системы для постановки морских мин, позволяющие брать на борт от 310 до 489 мин, в зависимости от их типа. Судно также оснастили мощной артиллерией: четырьмя 130-мм орудиями, семью 76,2-мм универсальными пушками системы Лендера, тремя 45-мм зенитками и четырьмя пулемётами калибра 7,62 мм. Новые паровые машины обеспечивали кораблю скорость свыше 18 узлов и автономность хода до 2300 миль. Также на борту имелись два паравана. В британских военно-морских справочниках того времени корабль классифицировался как минный крейсер.

С 1938 года «Марти» стал флагманом соединения заграждения и траления Балтфлота. В начале советско-финской войны, в декабре 1939 года, он успешно выполнил операцию по установке мин у финского побережья, за что получил благодарность от Военного совета флота. Летом 1941 года экипаж «Марти» был награждён переходящим Красным знаменем Наркомата Военно-Морского Флота.

Свою первую задачу в ходе войны — постановку мин в Финском заливе — «Марти» выполнил в ночь с 22 на 23 июня 1941 года. Уже 25 июня командир корабля доложил о потоплении вражеской подводной лодки, хотя эти сведения не подтверждаются финскими или немецкими источниками. До ноября 1941 года судно активно участвовало в создании минных полей, установив десять заграждений, несмотря на постоянные атаки авиации противника, в результате которых корабль неоднократно получал повреждения.

С 1 по 3 ноября 1941 года «Марти» участвовал в операции по эвакуации гарнизона с полуострова Ханко. Во время перехода в параване судна сдетонировала мина, что привело к серьёзным повреждениям: вышли из строя три котла и система управления, был погнут шток цилиндра. Тем не менее, экипажу удалось устранить главные повреждения в открытом море и завершить операцию. С Ханко «Марти» доставил в Кронштадт 2029 военнослужащих, 60 артиллерийских орудий, 11 миномётов, боеприпасы, провиант и около 800 тонн различных грузов.

После рейса судно отправили на ремонт в Ленинград. Здесь оно принимало участие в обороне города, стоя замаскированным на Неве и оказывая артиллерийскую поддержку сухопутным частям. Вражеские снаряды несколько раз попадали в корпус корабля, но серьёзных разрушений не вызвали.

3 апреля 1942 года «Марти» стал первым в истории СССР минным заградителем, которому официально было присвоено звание гвардейского корабля. Вместе с ним это звание получили также крейсер «Красный Кавказ», эсминец «Стойкий», тральщик Т-205 «Гафель» и подводные лодки «Д-3», «М-171», «М-174» и «К-22».

В 1943 году корабль получил модернизированное зенитное вооружение: на смену устаревшим пулемётам пришли три крупнокалиберных — два ДШК и один «Виккерс». За годы войны «Марти» прошёл более 4200 морских миль, установил 3159 мин и сбил шесть немецких самолётов. Более сотни членов экипажа были удостоены государственных наград.

В 1948 году, после резкой критики Андре Марти в адрес советского руководства, опубликованной в газете L’Humanité, корабль был переименован в «Ока». В начале 1950-х он был разоружён и превращён в плавказарму, а в 1961 году — в учебную мишень для ракетных стрельб. В середине 1960-х годов корабль был окончательно списан и разобран на металл.

Интересно, что в 1960 году «Марти» (под именем «Ока») снялся в фильме «Мичман Панин» режиссёра Михаила Швейцера, где исполнил роль крейсера «Елизавета».

Подписывайтесь на "
Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Если Вы хотите отблагодарить автора: dzen.ru/petersburgtours?donate=true

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: