Найти в Дзене

Крейсер «Аврора»: легенда, ставшая символом эпохи

Легендарный крейсер «Аврора» был спущен на воду в мае 1900 года на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге — это был один из самых современных кораблей своего времени, гордость российского флота. Однако в строй боевых судов Балтийского флота он официально вступил только в 1903 году, после завершения всех испытаний и дооснащения.

При строительстве «Авроры» использовалась высококачественная сталь, произведённая на Александровском и Ижорском заводах. Эта сталь славилась высоким содержанием углерода и отличными механическими характеристиками, что делало корпус корабля особенно прочным . Дополнительную защиту обеспечивала броня с уникальной пластичностью, препятствовавшая образованию трещин и сколов при попадании вражеских снарядов.

В первой кампании
В первой кампании

Корпус крейсера ниже ватерлинии был разделён на 14 водонепроницаемых отсеков с автономными насосными системами. Эта система могла откачать воду из всех помещений корабля всего за час — по тем временам невероятное достижение. Энергетическую установку составляли три паровые машины тройного расширения мощностью 11 610 л.с., изготовленные на Франко-русском заводе. Они разгоняли корабль до скорости в 20 узлов (более 37 км/ч).

Схема размещения артиллерийского вооружения кр. «Аврора» по состоянию на 14 мая 1905 года, день Цусимского сражения. По материалам дела РГА ВМФ Ф. 726, Оп. 1, Д. 226
Схема размещения артиллерийского вооружения кр. «Аврора» по состоянию на 14 мая 1905 года, день Цусимского сражения. По материалам дела РГА ВМФ Ф. 726, Оп. 1, Д. 226

Крейсер получил электрическое освещение — редкость для начала XX века, — а также электроприводы вентиляторов, насосов и вспомогательных механизмов. Одним из технических новшеств стала холодильная камера с системой рефрижерации для хранения провизии в дальних плаваниях.

Тем не менее на «Авроре» были и устаревшие элементы. Например, носовой таран — рудимент эпохи парусных броненосцев, а также деревянная обшивка днища с медной облицовкой для защиты от морских организмов, несмотря на то, что уже активно разрабатывались антикоррозийные покрытия.

На испытаниях 14 июня 1903 года
На испытаниях 14 июня 1903 года

На момент вступления в строй крейсер имел внушительное вооружение: восемь 152-миллиметровых пушек, 24 75-миллиметровых, восемь скорострельных 37-миллиметровых орудий, две десантные пушки калибром 63,5 мм, три торпедных аппарата и запас из 150 мин заграждения. Такое вооружение позволяло решать широкий спектр задач: разведка, защита эскадры от миноносцев, атака торговых судов противника и дозорная служба.

Экипаж насчитывал 578 человек: матросы, офицеры, механики, сигнальщики и гардемарины. Комфортом служба на «Авроре» не отличалась, но по меркам своего времени крейсер считался передовым и удобным.

В составе Второй Тихоокеанской эскадры
В составе Второй Тихоокеанской эскадры

Во время Русско-японской войны «Аврора» входила во Вторую Тихоокеанскую эскадру, совершив невероятно сложный переход из Балтики на Дальний Восток. В мае 1905 года она приняла участие в Цусимском сражении, где российский флот потерпел сокрушительное поражение. Крейсеру удалось избежать гибели: получив повреждения, он прорвался в нейтральный порт Манила (Филиппины), где был интернирован американскими властями до конца войны.

Повреждения крейсера
Повреждения крейсера

В 1906 году «Аврора» вернулась в Россию и стала учебным кораблём Морского кадетского корпуса. В период с 1906 по 1912 год крейсер совершил ряд дальних походов с юнгами и гардемаринами на борту, побывав в портах Средиземноморья, Атлантики и Азии. В то время он стал настоящей «школой на воде» для будущих морских офицеров.

Крейсер Аврора на Балтике, после 1909 год.
Крейсер Аврора на Балтике, после 1909 год.

С началом Первой мировой войны «Аврора» снова встала на службу — на этот раз на Балтике. Корабль выполнял функции сторожевого и патрульного судна, охранял морские рубежи Империи. В ноябре 1916 года крейсер встал на капитальный ремонт в Петрограде.

7 ноября 1917 года, в 21:40, по сигналу с береговой батареи крейсер «Аврора» произвёл холостой выстрел из носового орудия — этот сигнал стал прологом к штурму Зимнего дворца и началу Октябрьской революции. Экипаж активно участвовал в событиях, заняв здание Морского министерства и поддержав большевиков.

С этого момента «Аврора» стала символом революции. В 1918 году крейсер был выведен в резерв, его орудия использовались в боях на Волге. В 1922 году началась его реставрация, на корабль установили новые 130-миллиметровые орудия, и он снова вошёл в строй.

В начале Великой Отечественной войны её артиллерию вновь сняли и установили на суше, где она сыграла значительную роль в обороне Ленинграда. В сентябре 1941 года крейсер получил повреждение ниже ватерлинии и был посажен на грунт. В 1944 году его подняли и отбуксировали в Ленинград.

С 1948 года «Аврора» стоит на вечной стоянке у Петроградской набережной — она стала не просто памятником, а живой частью истории страны. В 1957 году крейсер стал филиалом Центрального военно-морского музея, а до 1961 года служил учебной базой для курсантов Нахимовского училища.

-7

В 1984–1987 годах проведены масштабные реставрационные работы: корпус был частично заменён, но уникальные элементы — литой форштевень и ахтерштевень — сохранены. В 1992 году на мачте «Авроры» вновь был поднят Андреевский флаг.

-8

В 2014 году крейсер отправили на Кронштадтский морской завод Минобороны РФ на комплексный ремонт, завершившийся в 2016 году. Вернувшись на Петроградскую набережную, «Аврора» обрела обновлённый вид, сохранив историческую аутентичность.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Если Вы хотите отблагодарить автора: dzen.ru/petersburgtours?donate=true

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: