Найти в Дзене

«Не шлем спасёт — привычка его надевать». Развенчиваем главные мифы о безопасности на велосипеде с травматологом Кузнецовым

Оглавление

Почему даже в парке без шлема — как без тормозов, и при чём тут статистика ВОЗ?

Падения случаются даже у чемпионов. Но если для детей синяк — почти знак доблести, то взрослым важно не упустить момент, когда “просто ушиб” на деле оказывается переломом. Особенно если вы упали с велосипеда.

Ко Дню велосипедиста мы поговорили с экспертом, который ежедневно помогает людям снова встать на ноги — в буквальном смысле слова.
На вопросы отвечает
Кузнецов Алексей Федорович
заместитель главного врача по хирургии, травматолог-ортопед, кистевой хирург, артроскопист, спортивный врач высшей категории.

Что делать сразу после падения? Когда можно обойтись льдом и покоем, а когда нужно мчать к врачу? Почему не стоит "терпеть" боль в запястье и как не пропустить опасный вывих плеча?
Разбираемся вместе с профессионалом.

Кузнецов Алексей Федорович —
заместитель главного врача по хирургии, травматолог-ортопед, кистевой хирург, артроскопист, спортивный врач высшей категории.
Кузнецов Алексей Федорович — заместитель главного врача по хирургии, травматолог-ортопед, кистевой хирург, артроскопист, спортивный врач высшей категории.

1. «Шлем спасает только от штрафа». Миф или правда? И почему даже на короткой прогулке по парку он может сыграть решающую роль?

(О частых заблуждениях по поводу шлемов и реальной статистике.)

В мире, где скорость и мобильность ценятся превыше всего, велосипеды, самокаты, роликовые коньки и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ) стали неотъемлемой частью городской жизни. Однако вместе с удобством и удовольствием от активного отдыха приходит и вопрос безопасности. Один из наиболее распространенных и противоречивых вопросов – необходимость использования шлема. Многие считают, что шлем нужен лишь для того, чтобы избежать штрафа от полиции, и пренебрегают им, особенно во время коротких прогулок. Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся, опираясь на статистику и экспертные мнения.

Миф о ненужности шлема при кратковременных поездках

Существует устойчивое убеждение, что на небольших скоростях или при коротких дистанциях риск получения травмы минимален, и, следовательно, шлем не так уж и необходим. Это опасное заблуждение. Статистика неумолима: значительная часть травм головы происходит именно во время непродолжительных поездок на знакомых маршрутах. Почему? Потому что именно в такие моменты мы расслабляемся, теряем бдительность и становимся более уязвимыми к неожиданным ситуациям.

Представьте себе: вы решили быстро прокатиться до ближайшего магазина за продуктами. Всего пара кварталов по знакомой дороге. Кажется, что здесь может случиться? Однако даже на этой короткой дистанции вы можете столкнуться с внезапно открывшейся дверью автомобиля, выскочившим на дорогу пешеходом, выбоиной в асфальте или просто потерять равновесие. В результате – падение, и голова, не защищенная шлемом, принимает на себя основной удар.

Реальная статистика: цифры говорят сами за себя. Многочисленные исследования показывают, что использование шлема значительно снижает риск получения серьезных травм головы при авариях с участием СИМ. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), шлем снижает риск травм головы на 60-85%, а риск получения серьезных травм мозга – на 88%. Эти цифры – не просто абстрактные значения, это спасенные жизни и предотвращенные инвалидности.

Почему шлем играет решающую роль даже в парке?

Прогулка по парку – это, казалось бы, безопасное времяпрепровождение. Однако и здесь подстерегают опасности. Неровная поверхность дорожек, неожиданно появившиеся дети или животные, другие участники движения – все это может привести к падению. В парке скорости обычно ниже, чем на дорогах общего пользования, но даже небольшое падение может привести к серьезным последствиям, особенно если вы не защищены шлемом.

Представьте себе ситуацию: вы катаетесь на роликах по парковой аллее, наслаждаясь свежим воздухом. Внезапно перед вами появляется маленький ребенок, и вы, пытаясь избежать столкновения, резко тормозите и теряете равновесие. Падение на асфальт может привести к сотрясению мозга, перелому костей черепа или даже более серьезным травмам. Шлем в этом случае сыграет роль амортизатора, поглотив энергию удара и защитив вашу голову.

Шлем – это не только защита от штрафа, это защита жизни

Шлем – это не просто аксессуар, который может спасти вас от штрафа. Это жизненно важный элемент защиты, который может предотвратить серьезные травмы и даже спасти жизнь. Независимо от того, катаетесь ли вы на велосипеде, самокате, роликах или других СИМ, независимо от того, насколько коротка ваша поездка или насколько безопасным вам кажется маршрут, надевайте шлем. Помните: ваша безопасность – в ваших руках.

2. Как отличить лёгкую велосипедную царапину от той, которая через сутки превратится в гнойную рану?

(О гигиене, обработке и когда надо обратиться к врачу.)

Увлечение велоспортом, будь то неспешные прогулки по парку или экстремальные заезды по пересеченной местности, неизбежно сопряжено с риском падений и, как следствие, ссадин и царапин. Большинство из них, к счастью, не представляют серьезной опасности и заживают самостоятельно при правильном уходе. Однако, как отличить безобидную царапину от потенциальной угрозы, требующей медицинской помощи? Этот вопрос требует внимательного подхода, ведь от своевременности и правильности действий зависит ваше здоровье и скорость выздоровления.

Оценка глубины и степени загрязнения.

Первый и самый важный шаг – визуальная оценка повреждения. Легкая царапина обычно затрагивает только верхние слои кожи – эпидермис. Она характеризуется небольшим кровотечением (которое быстро останавливается), отсутствием глубоких повреждений тканей и относительно невысокой болезненностью. В отличие от этого, более глубокие раны могут проникать в дерму, что сопровождается более обильным кровотечением и выраженной болью. Обратите внимание на наличие инородных тел в ране – песка, земли, мелких камешков. Их присутствие значительно повышает риск инфицирования и требует более тщательной обработки.

Признаки, указывающие на необходимость медицинской помощи.

Не все царапины можно вылечить самостоятельно. Существуют определенные признаки, при появлении которых необходимо незамедлительно обратиться к врачу:

Глубокая рана: Если рана глубокая и кровотечение не останавливается в течение 10-15 минут, даже после приложения давящей повязки.

Обширная площадь повреждения: Если царапина или ссадина занимает большую площадь.
Инородные тела, которые невозможно удалить самостоятельно: Если в ране застряли крупные осколки стекла, металла или другие предметы, которые не удается извлечь самостоятельно.
Признаки инфекции: Если вокруг раны появилось покраснение, отек, болезненность, гнойные выделения или повысилась температура тела.

Потеря чувствительности: Если в области раны наблюдается потеря чувствительности или онемение.

Первая помощь и обработка царапины

«Не шлем спасёт — привычка его надевать». Развенчиваем главные мифы о безопасности на велосипеде с травматологом Кузнецовым
«Не шлем спасёт — привычка его надевать». Развенчиваем главные мифы о безопасности на велосипеде с травматологом Кузнецовым

Если вы определили, что царапина не представляет серьезной опасности, можно оказать себе первую помощь самостоятельно.

Тщательно вымойте руки с мылом перед обработкой раны.
Остановите кровотечение, приложив к ране чистую ткань или бинт.

Промойте рану большим количеством чистой воды, чтобы удалить грязь и бактерии. Можно использовать антисептический раствор, например, хлоргексидин или мирамистин.

Обработайте края раны антисептическим раствором.

Обработайте ссадину спиртовым раствором бриллиантово-зеленным (зеленкой). Ни в коем случае: йодом или перекисью водорода (эти медицинские средства врачи применяют при лечении нагноившейся раны).

Накройте рану стерильной повязкой или дышащим пластырем

Последующий уход и наблюдение

После оказания первой помощи необходимо регулярно следить за состоянием раны. Меняйте повязку ежедневно, очищая рану и обрабатывая растворами антисептиков. Обращайте внимание на любые признаки инфекции. Если вы заметили покраснение, отек, гнойные выделения или повышение температуры, немедленно обратитесь к врачу.

3. Правда ли, что неправильная посадка на велосипеде — это билет к хронической травме колена? Как велосипед «мстит» за лень настроить седло?

Каждый велосипедист, от начинающего любителя до профессионального спортсмена, хоть раз в жизни задумывался о правильности своей посадки. Ведь именно она, эта незаметная глазу геометрия тела на стальном коне, определяет не только эффективность педалирования и скорость, но и, что гораздо важнее, здоровье суставов, особенно коленей. Игнорирование правильной посадки – это не просто потеря потенциальных километров, это прямой путь к хроническим болям и долгому восстановлению.

Начнем с анатомии. Колено – сложный и уязвимый механизм, состоящий из костей, связок, хрящей и мышц. При езде на велосипеде коленный сустав совершает тысячи повторяющихся движений, и малейшее отклонение от оптимальной траектории может привести к перегрузке отдельных его частей. Неправильная высота седла, его положение вперед или назад, а также неправильное положение стопы на педали – все это факторы риска, которые, накапливаясь со временем, приводят к микротравмам.

Представьте себе ситуацию: седло слишком низко. В этом случае колено при каждом обороте педали вынуждено сгибаться больше, чем нужно. Это создает избыточное давление на надколенник и окружающие его ткани, вызывая воспаление и боль. Слишком высокое седло, напротив, заставляет колено переразгибаться в нижней точке при прокручивании педали, что может привести к растяжению связок и болям в задней части колена.

Положение седла вперед или назад также играет ключевую роль. Если седло слишком смещено вперед, увеличивается нагрузка на переднюю часть колена, а если назад – на заднюю. Правильное положение седла должно обеспечивать вертикальное положение колена над осью педали в горизонтальном положении шатуна. Это позволяет равномерно распределять нагрузку по всему суставу.

Не стоит забывать и о положении стопы на педали. Неправильное положение стопы, особенно если используется контактная обувь, может привести к скручиванию колена и травмам. Важно следить за тем, чтобы стопа находилась в нейтральном положении и не заваливалась внутрь или наружу.

Но как же велосипед "мстит" за лень настроить седло? Месть эта проявляется постепенно и коварно. Сначала появляется легкая усталость в колене после длительной поездки. Затем – ноющая боль, которая проходит после отдыха. Но если не принять меры, боль становится все сильнее и продолжительнее, превращаясь в хроническое воспаление, которое может потребовать длительного лечения и даже хирургического вмешательства.

«Не шлем спасёт — привычка его надевать». Развенчиваем главные мифы о безопасности на велосипеде с травматологом Кузнецовым
«Не шлем спасёт — привычка его надевать». Развенчиваем главные мифы о безопасности на велосипеде с травматологом Кузнецовым

Итак, правильная посадка на велосипеде – это не прихоть, а необходимость. Инвестируйте время и усилия в настройку своего велосипеда, обратитесь к профессиональному веломеханику, для настройки правильного положения сидения, чтобы убедиться, что ваша посадка оптимальна. И помните: здоровье ваших коленей – в ваших руках (и ногах!). Не позволяйте велосипеду "отомстить" вам за пренебрежение к правильной посадке. Лучше наслаждайтесь каждой поездкой, зная, что вы сделали все возможное, чтобы защитить свои суставы и продлить свою велосипедную жизнь.

4. Если упал на загородной трассе, а связи нет — как действовать, чтобы дожить до врачей? Велосипедная версия «выжить любой ценой».

Езда на велосипеде по загородным трассам – это свобода, это адреналин, это единение с природой. Но что делать, если эта идиллия внезапно рушится? Если падение, казавшееся неизбежным лишь в кошмарном сне, становится суровой реальностью, а телефон предательски молчит, лишенный связи? Вопрос выживания становится ребром.

Первое, что необходимо сделать – оценить ситуацию. Не пытайтесь сразу вскочить и бежать. Остановитесь. Сделайте глубокий вдох. Проверьте себя на наличие серьезных травм: открытые раны, переломы, признаки сотрясения мозга. Двигайтесь осторожно, прислушиваясь к каждой боли. Если вы не можете встать или чувствуете острую боль при движении, оставайтесь на месте и ждите помощи, стараясь максимально себя обезопасить.

Если же вы в состоянии двигаться, следующим шагом будет обеспечение безопасности. Переместитесь с проезжей части, чтобы избежать повторного столкновения с транспортом. По возможности, обозначьте место происшествия, используя яркие элементы одежды или велосипедные аксессуары. Расположите велосипед так, чтобы он был хорошо виден, или прислоните его к дереву.

Далее – оказание первой помощи. Даже если у вас нет аптечки, можно использовать подручные средства. Остановите кровотечение, используя ткань от одежды или бинты, если они есть. При подозрении на перелом – зафиксируйте конечность, используя ветки и бинты или ткань. Главное – не паниковать и действовать логично.

Ориентирование на местности – ключевой фактор выживания. Определите направление ветра, расположение солнца, наличие близлежащих ориентиров: реки, леса, населенные пункты. Помните, что автомобильные трассы обычно ведут к цивилизации, но двигаться вдоль них может быть опасно из-за интенсивного движения. Если есть возможность, выбирайте параллельные дороги или тропинки, сохраняя общее направление.

Теперь поговорим о минимальном наборе выживания. Опытные велосипедисты всегда имеют с собой небольшую аптечку, включающую бинты, антисептик, обезболивающие и пластыри. Не менее важен набор инструментов для ремонта велосипеда и другими полезными приспособлениями. Бутылка воды помогут поддержать силы и избежать обезвоживания. Также не забудьте про светоотражающий жилет, который повысит вашу видимость на дороге.

В условиях отсутствия связи, важно помнить о подаче сигналов. Используйте свисток, зеркальце или отражающие поверхности, чтобы привлечь внимание проезжающих автомобилей. Кричите, если слышите звук приближающегося транспорта. Не стесняйтесь просить о помощи.

Наконец, не теряйте надежду. Сохраняйте позитивный настрой и веру в то, что помощь придет. Используйте имеющиеся знания и навыки для выживания. Помните, что даже в самой сложной ситуации, здравый смысл и решительность могут стать вашими лучшими союзниками. Велосипедное путешествие должно приносить удовольствие, но готовность к экстремальным ситуациям – это то, что отличает опытного велосипедиста от новичка. Будьте бдительны, подготовлены и всегда помните о безопасности.

Велосипед — это свобода, скорость и удовольствие. Но даже одно неудачное падение может надолго выбить Вас из привычного ритма. Главное — не затягивать с обращением к специалисту. Ведь правильно оказанная помощь в первые часы после травмы — это не только быстрое восстановление, но и шанс избежать хронических болей, артрозов и ограничений в движении.

Если после падения Вы ощущаете боль, отёк, онемение или потерю подвижности — не рискуйте. Обратитесь к профессионалу.

Записывайтесь на консультацию к Кузнецову Алексею Федоровичу.
Он поможет точно определить характер травмы и подобрать грамотное лечение, чтобы Вы как можно скорее снова сели в седло — уверенно и без боли.

Читайте также: