Найти в Дзене
Техно Колибри

Загадка российских «Суперджетов»: чем SJ-100 отличается от SSJ-100

Оглавление

Статья – крик души. Да, будет немного пафосно, но... накипело! Сегодня мы с вами узнаем, чем новый российский самолёт SJ-100 отличается от своего предшественника – классического SSJ-100, ведь внешне они сильно похожи. И решим, есть ли повод действительно гордиться новым «Суперджетом»? Давайте разбираться вместе.

Что такое SSJ-100 (кратко)

SSJ-100 (Sukhoi Superjet 100 или «классический Суперджет 100») – это узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолёт, в котором изначально использовались импортные комплектующие. Разрабатывается российской компанией «Сухой». Предназначен для коротких и средних рейсов.

Он стал первым современным российским авиалайнером, созданным после распада СССР, который должен заменить устаревшие модели, такие как Ту-134 или Як-42.

Эксплуатация SSJ-100 началась в апреле 2011-го, причём армянской авиакомпанией Armavia. Российский «Аэрофлот» первый рейс на «Сухом Суперджете» выполнил 11 июня того же года. С тех пор выпущено 235 самолётов, а в России летает около 160 единиц.

Чем новый лайнер SJ-100 отличается от классического SSJ-100?
Чем новый лайнер SJ-100 отличается от классического SSJ-100?

Что такое SJ-100 (кратко)

SJ-100 – это такой же узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолёт. И вот здесь очень важный момент: хотя внешне он похож на классический «Суперджет» SSJ-100, но внутри – это совершенно другой самолёт!

В 2019 году началась масштабная работа по импортозамещению, чтобы полностью избавиться от иностранных комплектующих. Но… это вовсе не просто взять и заменить болтик на такой же, только с надписью «Сделано в России». Это огромная инженерная работа – и касается она не одной детали, а всех систем самолёта. Это всё равно что строить новый самолёт с нуля.

Сначала новый самолет назвали Sukhoi SuperJet 100 R. Потом его стали называть SSJ NEW. А в июле 2023 года, когда сменился производитель на НПО «Яковлев», тогда вышло новое название самолёта SJ-100, то есть без первой S «Сухого». Именно это название и стало официальным.

По международной статистике, разработка нового пассажирского лайнера занимает от 10 до 12 лет. А мы справляемся за 6 лет – это действительно серьёзное достижение!

Сегодня в России уже проходят испытания три новых самолёта «Суперджет» SJ-100. Эти испытания нужны для того, чтобы в 2026 году начать их серийное производство.

SJ-100 – это новый российский среднемагистральный пассажирский самолёт, где каждая деталь сделана в России.
SJ-100 – это новый российский среднемагистральный пассажирский самолёт, где каждая деталь сделана в России.

Новый SJ-100 действительно полностью российский?

Ответ даёт заместитель генерального директора ПАО «Яковлев» и руководитель программы «Суперджет» – Александр Долотовский. Он прямо говорит, что этот самолёт полностью новый и полностью российский.

В SJ-100 пришлось заменить около 60 наименований комплектующих. Общая стоимость работ около 50 млрд рублей, и это без учёта двигателей.

Более 30 российских предприятий трудятся над этим самолётом. А если посчитать всех подрядчиков, то выходит – десятки тысяч людей по всей стране заняты этим проектом. Один самолёт поднимает целую промышленность, даёт работу, зарплату, опыт. Это не просто транспорт – это часть нашей экономики.

Что именно заменили?

Всё! Но, если хотите, то вот некоторые примеры:

  • лобовые стёкла кабины пилотов – теперь поставляет российское НПО им. Ромашина;
  • иллюминаторы – делаются в Самаре по отечественным чертежам и из наших материалов;
  • интерьер пассажирской кабины – полностью российский: кресла, пластик, оборудование;
  • шасси и тормоза;
  • свои собственные двигатели ПД-8;
  • все системы самолёта – электроснабжение, управление, индикация, сигнализация, радиосвязь, навигация, инерциальные системы, система измерения скорости и высоты, топливная система, система кислорода для экипажа и пассажиров – всё сделано в России.

Если вы посмотрите на авиационный каталог АТА, в котором описаны все системы самолёта SJ-100, то можно просто брать его пункт за пунктом и ставить галочку: заменено, заменено, заменено – полностью. И ни одной иностранной детали в этом списке не останется. Это и называется глубокое импортозамещение.

Новый российский лайнер SJ-100 – полностью импортозамещенный самолет, в котором убрали все иностранные комплектующие.
Новый российский лайнер SJ-100 – полностью импортозамещенный самолет, в котором убрали все иностранные комплектующие.

Но и это ещё не всё. Новый «Суперджет» стал не только российским, но и лучше с точки зрения технологий:

  1. На него поставили инновационные законцовки крыла – это улучшает аэродинамику.
  2. Увеличили створку шасси – тоже влияет на характеристики при взлёте и посадке.
  3. Появилась новая кабина пилотов с прямоугольными широкоформатными дисплеями, которые дают больше информации и удобнее в использовании.

Вот почему работа над этим самолётом – это не просто замена старого на «что-то российское». Это настоящая разработка с нуля, с внедрением новых технологий, улучшением характеристик и полной переработкой всех систем.

Работа над новым «Суперджетом» продолжается и серийное производство, как мы уже говорили, должно начаться в 2026 году.

Полностью российский пассажирский лайнер SJ-100. Главное отличие от SSJ-100 – самолет сделан и собран в России.
Полностью российский пассажирский лайнер SJ-100. Главное отличие от SSJ-100 – самолет сделан и собран в России.

Вместо заключения

Таким образом, главное отличие SJ-100 от SSJ-100 – это не просто обновлённая версия, это фактически полностью новый лайнер. Из нового SJ-100 убрали все иностранные комплектующие, что были в классическом SSJ-100 и заменили на отечественные – от кресел до двигателей, от стекол до систем навигации.

В новом «Суперджете» нет ни одной детали от прежней версии. Всё, что в нём установлено, всё новое и сделано в России – это огромная инженерная работа, которую наши специалисты сделали всего за 6 лет!

Извините за лишний пафос, но накипело. Читаю комментарии «диванных экспертов», которые только и знают, что писать: «Современная Россия ничего не может», «Сейчас ничего не производится» и поражаюсь, как можно настолько не любить страну, в которой живешь?

Давайте уже уважать труд современных инженеров и рабочих, кто действительно знает, что делает. Ведь специалисты по всей стране продолжают создавать будущее российской авиации. И делают это на высоком уровне – вопреки трудностям и давлению, и критике «диванных войск»!

Вот прочитайте комментарии – становится страшно за наших людей, откуда столько злости:

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!