Почему это так важно для России? Импортозамещение в авиации набирает обороты: уже второй Superjet-100 получил российские двигатели ПД-8. Как Россия заменяет зарубежные авиадвигатели своими? И когда новые самолёты с отечественными моторами поднимутся в небо? Давайте разбираться вместе.
Почему это так важно для России
Чтобы понять, почему замена двигателей на Superjet-100 – это большое событие, давайте вспомним, как создавался этот самолёт.
После распада СССР наша страна долгое время не разрабатывала новые пассажирские лайнеры. Superjet-100 стал первым таким проектом. Чтобы его быстрее вывести на мировой рынок, в России решили использовать иностранные комплектующие, в том числе франко-российский двигатель SaM146.
На бумаге это выглядело выгодно: сертификаты получили быстро, но на деле самолёт за границей так и не прижился. Одна из причин – проблемы с французской частью двигателя, которая требовала слишком частого ремонта.
После 2014 года стало сложнее получать импортные запчасти, а в 2022 году европейцы вообще отозвали сертификат. Тогда и стало ясно: нужно делать свой, полностью российский самолёт.
С 2019 года инженеры начали заменять в Superjet-100 десятки иностранных систем – от навигации до противопожарной защиты. Но главная задача – создать новый отечественный двигатель, ведь это под силу лишь пяти странам в мире, включая Россию.
В авиации нельзя просто взять и заменить одну деталь – приходится перепроектировать всю систему, проводить испытания, получать новые разрешения. Вот почему даже в СССР мы сотрудничали с другими странами. А сейчас Россия делает то, чего не делает никто – строит современный пассажирский лайнер практически с нуля, опираясь только на свои технологии.
Больше никаких чужих деталей!
Итак, раньше наши пассажирские авиалайнеры летали с двигателями, которые были сделаны вместе с другими странами. Но теперь Россия разрабатывает и устанавливает свои собственные двигатели – ПД-8 и Пд-14. Это часть программы по замене зарубежных технологий на отечественные.
В начале марта 2025 года «Суперджет» (SJ-100) совершил полет с отечественными двигателями ПД-8 в Комсомольске-на-Амуре: он пробыл в воздухе около 40 минут, достиг скорости 500 км/ч и поднялся на высоту 3 000 метров.
После посадки командир экипажа заявил, что все задачи полёта были успешно выполнены. Двигательная система с ПД-8 продемонстрировала стабильную работу, а в ходе полёта проводилась проверка её газодинамической устойчивости как в стабильных, так и в переменных режимах.
Уникальность турбовентиляторного авиадвигателя ПД-8
Турбовентиляторный двигатель ПД-8 с тягой 8 тонн, разработанный для пассажирского лайнера Superjet-100 и амфибийного самолёта «Бе-200», создан с использованием современных российских материалов и передовых технологий – это полностью отечественная разработка.
Его создали на «ОДК-Сатурн», а принимали участие при его производстве предприятия Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК), активно применяя опыт создания двигателя ПД-14.
Новые двигатели потребляют меньше топлива
Выяснился ещё один факт: новые двигатели ПД-8 и ПД-14 потребляют меньше топлива, чем западные аналоги. У ПД-8 удельный расход топлива на крейсерском режиме составляет 0,61 кг/(кгс·ч). А у импортного движка SaM146, который ставился на Суперджет раньше, расход 0,629 кг/(кгс·ч). Т.е. отечественный движок более экономичный.
Кстати, ПД-14 – это первый отечественный серийный двигатель для среднемагистральных самолетов, который панируется ставить на российских МС-21. Сам двигатель ПД-14 весит почти 3 тонны и может обеспечить полет на дальность до 5000 километров, но в перспективе она может вырасти до 7000 километров без дозаправки.
Сейчас уже второй самолёт Superjet-100 с бортовым номером 97003 получил российский двигатель ПД-8, а значит, испытания продолжаются.
Кроме того, два полёта уже совершил SSJ-100 (не импортозамещенный), но с нашим движками. А третий борт SJ-100 (в котором и комплектующие и движки отечественные) к апрелю собираются подготовить.
Когда новые самолёты с отечественными моторами поднимутся в небо
Почему испытания так важны? Прежде, чем пассажиры смогут летать на таких лайнерах, двигателям нужно пройти сертификацию – провести сотни полётов, чтобы убедиться, что всё работает безопасно.
Когда будет больше таких самолётов, испытания закончатся быстрее.
Получение сертификата ожидается этой осенью. Планируется, что наши авиакомпании смогут получить серийный выпуск обновленных лайнеров Superjet-100 с отечественными двигателями ПД-8 уже в 2026 году.
Вместо заключения
Импортозамещение в российской авиации выходит на новый уровень: с каждым новым самолётом SJ-100 с двигателями ПД-8 и МС-21 с ПД-14 страна становится более независимой в этой сфере. Это важный шаг для развития авиационной промышленности России, ведь теперь мы можем меньше зависеть от других стран и развивать собственное производство.
Возможно, вам будет интересно:
А как вы считаете, смогут ли российские двигатели в будущем конкурировать с зарубежными аналогами?
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!