Найти в Дзене
110KM.RU

Дилеры попросили ФАС запретить производителям продавать машины напрямую – онлайн

Онлайн-продажи автомобилей в России еще только развиваются, а дилеры уже попросили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) запретить производителям напрямую поставлять автомобили клиентам. Ассоциация «Российские автодилеры» (РОАД) направила обращение в ФАС с предложением включить этот вопрос в Национальный план развития конкуренции на 2026–2030 годы.

Инициатива вызвала острые дискуссии среди участников рынка и экспертов. В основу позиции РОАД легло утверждение, что дилеры обеспечивают не только продажи, но и полноценное послепродажное обслуживание, развитие сервисной сети и конкуренцию между самими участниками рынка. Представитель ассоциации Вера Павлова подчеркнула, что дилеры создают рабочие места, платят налоги и развивают инфраструктуру даже в удаленных регионах. По ее словам, прямые онлайн-продажи со стороны производителей могут привести к дисбалансу: ущемлению прав дилеров, монополизации рынка и ухудшению качества сервиса для потребителей.

ФАС подтвердила получение обращения и заявила о намерении провести анализ. При этом автопроизводители раскритиковали инициативу, назвав ее ущемлением прав потребителей. Исполнительный директор ассоциации «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин пояснил «Известиям», что выбор точки покупки должен оставаться за покупателем. Он также отметил, что сервисная поддержка будет сохранена как минимум в рамках гарантийного периода, вне зависимости от способа приобретения автомобиля.

-2

Фото: unsplash.com

Сенатор Ольга Епифанова отметила, что онлайн-продажи – неизбежный тренд, который нельзя остановить. Однако она согласилась, что автомобиль – товар специфический, требующий физического взаимодействия. Эксперты указывают, что полный переход на прямые продажи маловероятен, так как дилеры остаются ключевым звеном в обслуживании техники. Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский подчеркнул, что граница между офлайн- и онлайн-продажами становится условной: фактически, клиент все равно получает машину через дилерский центр.

-3

Фото: 110km.ru

Некоторые аналитики, в том числе управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов, указывают, что государство вряд ли примет сторону дилеров, поскольку один из целевых показателей Национального плана развития конкуренции предусматривает рост доли онлайн-продаж до 5% к 2027 году. Кроме того, Совет Федерации ранее уже отвергал аналогичные предложения, указывая, что издержки дилерских сетей не должны ложиться на плечи покупателей. Таким образом, вместо полного запрета, вероятно, будет развиваться гибридная модель, где онлайн и офлайн дополняют друг друга, а не конкурируют.