Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. "Химический" броневик КС-18, 1935

Оглавление

Увлечение высшего военного руководства проектами по созданию машин с химическим вооружением вполне объяснимо - ещё относительно свежим был опыт Первой Мировой Войны, когда химическое оружие применяли почти все стороны. Да и в Гражданскую войну без “химии” не обошлось, а уже в начале 30-х годов ХХ века химическое оружие начали разрабатывать многие страны, некоторые из которых рассматривались как вероятные противники СССР. В стране Советов старались не отставать - и одной из таких разработок стал бронеавтомобиль КС-18.

Химический бронеавтомобиль КС-18 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Химический бронеавтомобиль КС-18 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Идея о создании бронеавтомобиля, способного распространять химическое оружие, а также огневую смесь, владела умами конструкторов ещё с конца 20-х годов. Разрабатывалось множество различных проектов, но подавляющее большинство из них имели настолько абсурдную конструкцию, что не стоят даже толики внимания читателя. Однако проекты всё шли и шли, и в УММ РККА проработали одну важную идею - они проанализировали десятки проектов, отобрав из них наиболее сильные стороны конструкции и поручили на базе их разработать бронеавтомобиль, максимально отвечающий параметрам “химической войны будущего”. Во-первых, никто не исключал, что Женевские конвенции, запрещающие применение химического оружия, будут соблюдать, во-вторых - химическое оружие на тот момент было единственным ОМП, способным в кратчайшие сроки вывести из строя крупные воинские подразделения противника. Ну а применение бронеавтомобилей позволяло сделать применение ОМП эффективнее, а также безопаснее для “своих”. И завершающий фактор - цена, которая была несравненно ниже, чем у любого танка того времени.

ЗиС-6, послуживший основой для КС-18. Фотография в свободном доступе.
ЗиС-6, послуживший основой для КС-18. Фотография в свободном доступе.

Первые разработки были поручены Опытно-конструкторскому и испытательному бюро Управления механизации и моторизации Красной Армии и заводу «Компрессор», однако все четыре проекта, созданные под этот заказ, оказались не годными. Тогда заказ на разработку (вместе с технической документацией по четырём проектам) был передан заводу дробильно-размолочного оборудования города Выкса. Изучив всю полученную документацию, а также отчёты об испытаниях построенных машин, конструкторы ДРО засели за чертежи. Им требовалось создать машину, обладающую надёжной ходовой частью, повышенной проходимостью, а также бронированием всего кузова. Помимо этого, новая машина должна была обладать неплохой грузоподъёмностью (по проекту требовалась установка цистерны, способной вместить тонну необходимого вещества - БОВ, вещество для дегазации или для постановки дымовой завесы).

Поэтому не мудрено, что в качестве шасси для будущего бронеавтомобиля был выбран грузовой автомобиль ЗиС-6. Он был достаточно отработанным в производстве автомобилем, а также обладал нужными грузоподъёмностью и проходимостью. Вдобавок он изначально оснащался восьмискоростной коробкой переключения передач, что было решающим фактором при выборе шасси - относительная слабость двигателя нивелировалась именно при помощи КПП. А самое главное - шасси изначально “поднимало” до четырёх тонн веса. А значит, обладало нужной грузоподъёмностью для постановки на него бронированного кузова и сопутствующего оснащения.

КС-18 с закреплённой коробкой, скрывающей цистерну. Фотография в свободном доступе.
КС-18 с закреплённой коробкой, скрывающей цистерну. Фотография в свободном доступе.

Определившись с шасси, конструкторы начали разрабатывать для нового бронеавтомобиля корпус. Требовалось максимально возможно защитить экипаж броневика, при этом уложиться в заданные параметры по массе. С этой задачей, впрочем, конструкторы справились достаточно быстро - первые прототипы КС-18 отправились на испытания уже летом 1935 года. Испытания длились довольно долго, и зачастую были сопряжены с различного рода доработками, которым подвергался бронеавтомобиль по мере выявления тех или иных недостатков. По итогам испытаний, КС-18 был признан успешным и был рекомендован для принятия на вооружение. Серийная сборка бронеавтомобилей началась в 1937 году и за два года было выпущено 94 химических броневика КС-18.

Описание конструкции

Бронеавтомобиль КС-18 строился по наиболее простому пути - на базе уже серийного грузовика, что не могло не отразиться на его конструкции. Заложенные проектом технологические ограничения не позволили использовать противоснарядную защиту, а также тяжёлое вооружение. Однако и без этого, КС-18 мог “задать жару” противнику. Рассмотрим, каким образом.

Бронированный корпус

Корпус КС-18 был построен по образу и подобию корпуса от гражданского грузовика - во всяком случае, в профиль корпус бронеавтомобиля сильно напоминает ЗиС-6. Листы брони поставлял Ижорский завод, а на ДРО осуществлялась их финальная сборка. В целях снижения массы корпуса, толщина брони составляла либо четыре, либо восемь миллиметров. Листы брони толщиной в четыре миллиметра использовались при построении днища, крыши корпуса и крыши башни бронеавтомобиля, а листы толщиной в восемь миллиметров, формировали защиту корпуса в лобовой, бортовой и кормовой проекциях. Между собой листы брони соединялись двумя способами - при помощи клёпок, а местами (очень мало) при помощи сварки.

Чертёж-схема КС-18. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема КС-18. Изображение в свободном доступе.

Компоновка боевой машины классическая - в передней части расположено моторное отделение, следом за ним отделение управления, совмещённое с боевым, а в корме располагалась цистерна с “химией”. Всё управление “химией” осуществлялось из кабины, а распылители (совмещённые с компрессорной установкой) находились на крыше отделения управления. Там же находилась антенна поручневого типа, ставшая причиной использования нестойких отравляющих веществ - распылители могли “зацепить” её при атаке. Соответственно, нестойкие отравляющие вещества были в своём роде гарантией безопасности экипажа - хотя по некоторым данным, машины, возвращаясь на базу, должны были пройти процедуру дезактивации ОВ.

Вооружение

Помимо распылителей, установленных на крыше кабины, в отделении управления, в шаровой установке монтировался штатный пулемёт Дегтярёва танкового образца. Он предназначался для борьбы с отдельными небольшими группами пехоты противника, находящимися вне зоны досягаемости загруженного в цистерну ОВ. Боекомплект к нему, по разным данным составлял от 48 до 60 дисков, то есть от 3 024 до 3 780 патронов. “Работать” пулемётом должен был командир машины.

Изображение в свободном доступе.
Изображение в свободном доступе.

Машина оснащалась специальным химическим оборудованием марки «КС-18» производства завода «Компрессор» и баком ёмкостью 1000 л. В зависимости от вещества, наполняющего бак, машина могла выполнять различные задачи — постановку дымовых завес, дегазацию местности или распыление боевых отравляющих веществ.

Постановка дымовых завес осуществлялась с использованием смеси S-IV. При полностью заполненном баке смеси было достаточно для 25—30 минут непрерывной работы. Дегазация местности производилась при помощи распылительной колонки. Полностью заполненного бака хватало на обработку 2600 м². Заражение местности ОВ осуществлялось с помощью специального распылителя подковообразной формы, обеспечивавшего полосу распыления шириной в 25 м.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки на машине использовался “родной” для гражданского грузовика, рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель карбюраторного типа объёмом в 5,5 литров. Он мог выдавать до 73 “лошадок” при 2300 оборотах, а максимальный крутящий момент достигался уже на 1000 оборотов и составлял 280 Н-м. Работая в паре с восьмискоростной коробкой передач, двигатель разгонял бронеавтомобиль массой около шести тонн до 50 километров в час по шоссе. Охлаждение двигателя - жидкостное.

Проходимость машины обеспечивалась колёсной формулой 6х4, с двумя ведущими задними мостами. Оба моста - двускатные, что снижало удельное давление на грунт и не позволяло машине увязнуть на лёгком бездорожье. Конечно, от разного рода трясинах и болотцах говорить не приходится, ибо это далеко не вездеход. Однако существовала накладная каучуковая гусеница “Оверолл”, которую можно было одеть для езды по целине, неглубокой грязи и прочим мелким неприятностям. Подвеска машины - рессорная зависимая, построенная на базе листовых полуэллиптических рессор.

Оценка боевого применения

К сожалению, мне не удалось найти факты боевого применения “химозного” броневика КС-18. Ни в одной книге или документе эти факты не описываются, поэтому можно сказать, что опыта боевого применения у броневика нет от слова совсем. Хотя известно, что в июне 1941 года один из броневиков был уничтожен то ли попаданием из танкового орудия в бою, то ли на марше, при налёте немецкой авиации. Это наталкивает на мысль, что к 1941 году их в строю ещё было, но уже совсем немного. И благодаря своей уже устаревшей к тому моменту конструкции, особого влияния на ход боевых действий эти немногочисленные машинки уже не могли.

Единственная фотография "боевого" КС-18. Находится в свободном доступе.
Единственная фотография "боевого" КС-18. Находится в свободном доступе.

Заключение

Хотя несмотря на всё вышесказанное, можно уверенно сказать - бронеавтомобиль КС-18 получился довольно “годным”. Разумеется, на 1935 год, когда велись работы по его проектированию - уже в начале своего серийного производства КС-18 можно было считать устаревшим по целому ряду признаков. И один из них - бесполезность химического вооружения, неспособного “работать” зажигательной смесью, что полностью исключало возможность использования броневиков в контактном бою.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.