Впервые я столкнулся с ними в 1993 году. Мой знакомый из МВД, Михаил пригласил меня на ведомственную стоянку, где доживали свой век списанные служебные автомобили. Среди привычных черных «Волг» стояла одна, казалось бы, ничем не примечательная — такой же кузов ГАЗ-24, такой же черный цвет, потертый от времени хром...
— Садись за руль, — хитро подмигнул Михаил. — Только сразу педаль в пол не дави.
Я повернул ключ, и под капотом заворчал мотор. Звук был не похож на обычную «Волгу». Когда я чуть нажал на газ, машина рванула так, что меня вжало в кресло. Это была она — легендарная «догонялка». С тех пор я буквально проникся спецавтомобилями советской эпохи.
Удивительно, но эта тема до сих пор окутана тайнами
Она мало освещается даже в профессиональной литературе, а большинство документов до сих пор хранится в закрытых архивах. Давайте заглянем в историю автомобилей, созданных для тех, кто защищал государственные секреты.
Когда "эмка" превратилась в спорткар
Сидя за рулем обычного ГАЗ-М1 в музее ретроавтомобилей, я часто думаю о его "брате-близнеце", который был в конце 1930-х. Стандартный четырехцилиндровый мотор объемом 3,3 литра и мощностью 50 л.с. был вполне приличен для своего времени, но для оперативных задач требовалось нечто особенное.
В специальный цех Горьковского автозавода прибыли фордовские двигатели V8 объемом 3,5 литра. После доработки их мощность составила 65 л.с. — весьма внушительно для машины весом чуть больше тонны. Эта модель ГАЗ-М1 V8 не имела внешних отличий от обычной "эмки", но по динамике превосходила её значительно.
Примечательно, что по документам такие автомобили не отличались от обычных. Помню, как один из ветеранов рассказывал мне, что мастера цеха даже ставили стандартные таблички с номерами двигателей, хотя под капотом находился совсем другой мотор.
Однажды мне повезло побеседовать с сыном водителя, работавшего в НКВД
По его словам, отец вспоминал, что "эмки" с V8 использовались для сопровождения высокопоставленных чиновников и дипломатов. Когда в Москву привозили иностранные делегации на солидных европейских автомобилях, важно было показать, что советские машины ни в чем не уступают западным. На деле это были уникальные экземпляры, о которых простые граждане могли только догадываться.
После 1945 года на смену "эмкам" пришли ГАЗ 11-73 с американскими двигателями, выпускавшимися по лицензии компании Dodge. Мощность в 76 л.с. позволяла машине развивать приличную скорость, что было особенно важно в условиях дорог того времени. В кругах коллекционеров ходит легенда, что эти автомобили были настолько секретными, что даже не фигурировали в официальной статистике завода.
«Козлик» с особым назначением
В моей коллекции технической литературы есть уникальный экземпляр — самиздатовский справочник по ГАЗ-69, изданный крошечным тиражом в конце 1970-х. В нем есть упоминание о модификации "Э", о которой нигде больше не писали.
ГАЗ-69Э выпускался с 1952 по 1972 год специально для радиотехнических подразделений КГБ
Внешне неприметный «козлик», как его любовно называли в народе, был оснащен специальной техникой для пеленгации радиосигналов. Под брезентовой крышей скрывались чувствительные радиоприемники, способные улавливать даже слабые передачи раций.
В начале 2000-х мне удалось встретиться с бывшим радистом, работавшим на таком автомобиле в 1960-х.
— Наш «козлик» мог подниматься туда, где другая техника пасовала, — вспоминал он. — Однажды нам поступил сигнал о работе неизвестной радиостанции в каком-то горном районе. Обычную «Волгу» туда бы никак не загнали, а мы на своем вездеходе добрались до места за несколько часов. Обнаружили группу западногерманских «туристов» с целым комплектом передающей аппаратуры...
От серийной модели служебный ГАЗ-69Э отличался не только радиооборудованием, но и более выносливым мотором. Конструкторы усилили систему охлаждения и доработали трансмиссию, чтобы машина могла часами работать без перегрева даже при полной загрузке и движении по бездорожью. Впрочем, внешне все эти изменения были незаметны — в этом и заключался главный принцип создания спецтехники в СССР.
"Победа", которая опережала время
В середине 1950-х сотрудники оперативных подразделений столкнулись с проблемой: стандартная "Победа" ГАЗ-М20 не могла угнаться за некоторыми иностранными автомобилями. Так родился специальный проект ГАЗ-М20Г.
В 2008 году я случайно познакомился с бывшим испытателем Горьковского автозавода. Он рассказал мне историю создания этой необычной модификации.
— Мы поставили на "Победу" двигатель от ГАЗ-12 ЗИМ, — рассказывал он. — Это был настоящий шестицилиндровый монстр объемом 3,5 литра и мощностью 90 «лошадей». Первый прототип собрали буквально за две недели, в строжайшей секретности. При испытаниях на заводском треке машина разогналась до 130 километров в час! В то время это казалось чем-то невероятным.
Но скорость — не единственное, что отличало эту "Победу" от обычной. Инженеры установили увеличенный до 100 литров топливный бак, усилили подвеску и задний мост, доработали тормозную систему. И все это при внешнем сходстве с серийной моделью.
Особенно меня заинтересовала история с багажником. В спецверсии "Победы" был установлен потайной механизм, позволявший попасть из салона прямо в багажное отделение, не выходя из машины. Зачем это было нужно? Он только улыбнулся:
— Сам понимаешь, разные бывали операции...
Всего было выпущено около сотни таких машин. Они поступили в распоряжение оперативных сотрудников МГБ, а затем КГБ. По словам моего собеседника, некоторые экземпляры пробыли до конца 1960-х годов, после чего были списаны.
«Зверь» в шкуре «Волги»
1965 год. На конвейере ГАЗа появляется новая модель — элегантная «Волга» ГАЗ-24. Но параллельно с ней начинается производство секретной версии ГАЗ-23, прозванной в узких кругах «догонялкой».
Моя первая встреча с этим автомобилем, о которой я рассказал в начале, произошла почти случайно. Но потом мне удалось собрать массу интересных свидетельств от людей, которые имели отношение к созданию и эксплуатации этих машин.
Александр, бывший водитель управления КГБ по Ленинградской области, рассказывал:
— Мы обычно дежурили в порту, когда прибывали иностранные суда. Помню случай с одним норвежским моряком, который решил оторваться от наблюдения на своем «Мерседесе». Он вырвался за город и поехал в сторону финской границы, думая, что на советских машинах за ним не угонятся. Мы с напарником на нашей «догонялке» настигли его километров за 50 до границы. Надо было видеть его лицо, когда обычная с виду «Волга» обошла его спортивный автомобиль!
Секрет был прост: под капотом ГАЗ-23 стоял V8 от представительской "Чайки", развивавший мощность 170 л.с. — втрое больше, чем у стандартной "Волги"! Коробка-автомат, позаимствованная оттуда же, была замаскирована под обычную механику с помощью специально разработанного подрулевого переключателя.
Чтобы вместить увеличенный двигатель, пришлось переделать моторный отсек, изменить систему охлаждения и масляный поддон. Модифицированный карданный вал, усиленный задний мост и специальные тормоза — все это скрывалось под узнаваемым кузовом ГАЗ-24.
— Самой большой проблемой был расход топлива, — вспоминал Александр. — «Догонялка» потребляла около 20 литров на сотню. Приходилось часто заезжать на ведомственные заправки, куда простых водителей не пускали.
За семь лет производства с 1965 по 1972 год было выпущено всего 600 экземпляров ГАЗ-23, все они поступили в распоряжение КГБ и прослужили до 1980-х годов. Некоторые из них передавались высокопоставленным сотрудникам зарубежных резидентур, где они не вызывали подозрений, выглядя как обычные советские автомобили.
Последняя из «догонялок»
История спецавтомобилей не закончилась с "догонялкой". В 1981 году, когда на улицах советских городов появились первые ГАЗ-3102, немногие знали, что существует и его секретная версия — ГАЗ-31013.
В прошлом году мне посчастливилось встретиться с Анатолием, который работал механиком в гараже 9-го управления КГБ СССР. Он обслуживал эти автомобили в течение 1980-х годов.
— "Тринадцатая" модель отличалась от обычной "Волги", как небо от земли, — рассказывал он. — Под капотом стоял тот же мотор, что и на «догонялках» — V8 объемом 5,5 литра, но доработанный до 160 л.с. Разгон до сотни занимал 13 секунд — как у «иномарок» бизнес-класса того времени!
Внешне ГАЗ-31013 практически не отличался от обычной «Волги», разве что более массивными бамперами и наличием дополнительных противотуманных фар. Но внутри это была совершенно другая машина: улучшенная шумоизоляция, специальные приборы связи, мощная, но замаскированная радиоантенна.
— Когда пришло время списывать эти машины, был специальный приказ: двигатели отправлять на переплавку, — вспоминал Анатолий. — Никто не должен был узнать, что под капотом обычной "Волги" мог скрываться такой мощный мотор.
Говорят, что на базе этой модели разрабатывался еще более совершенный проект, но он так и не вышел за рамки чертежей. СССР вступил в эпоху перемен, и многие секретные разработки остались невостребованными.