Всем автовладельцам хорошо известно, насколько важно соблюдать правила хранения шин для обеспечения их долговечности и безопасности на дороге.
Тем не менее, многие водители до сих пор испытывают сомнения касательно оптимальных условий и мест для складирования покрышек, в особенности температурных режимов.
К счастью, нет необходимости изобретать колесо - существуют чёткие стандарты и нормативы.
На территории РФ применяется ГОСТ Р 54-266-2010 "Шины пневматические. Упаковка, транспортирование и хранение", во многом схожий с зарубежными аналогами, особенно в части требований к температуре.
Давайте разберёмся в ключевых положениях данного документа.
Согласно пункту 6.2 ГОСТа, допускается хранить шины при колебаниях температуры в диапазоне от -30C до +35C. Если покрышки содержатся в неотапливаемых помещениях, то перед установкой на автомобиль их следует прогреть до плюсовых значений.
В средних широтах России столь сильные морозы встречаются нечасто, а температура в гаражах, как правило, превышает уличную на 10C. Иными словами, при -30C на открытом воздухе в гараже будет около -23...-20C. В утеплённых гаражах ещё теплее.
Таким образом, хранение шин в гаражах, сараях, подсобных помещениях вполне приемлемо, если температура там не опускается ниже -30C.
Остеклённый балкон, изолированный от внешней среды - также неплохое решение. Тепло из квартиры обеспечит на балконе температуру примерно на 10C выше, чем снаружи. То есть при уличных -30C на балконе будет около -18...-20C. При таких условиях ваши шины благополучно переживут зиму.
Пункт 6.3 содержит существенное уточнение: дистанция между шинами и обогревательными приборами должна составлять минимум один метр. Это особенно актуально для зимней резины, способной нагреваться и деформироваться под влиянием тепла от батарей, печей и т.п.
Держите свои покрышки на безопасном удалении от источников обогрева.
Пункт 6.4 имеет не меньшую значимость, так как определяет порядок размещения шин во время хранения. Бескамерные шины, а также покрышки следует хранить на стеллажах, поддонах или ровном полу.
При этом поверхность должна быть гладкой, без каких-либо острых выступов или неровностей.
Покрышки с шириной профиля до 205 мм включительно укладываются горизонтально друг на друга штабелями высотой не более 2 м.
То есть бескамерные шины без дисков шириной до 205 мм складываем стопкой на плоскую поверхность пола (для защиты от влаги можно подложить картон), не превышая высоту стопки в 2 м.
Шины от 215 мм в ширину, даже без дисков, требуется хранить в вертикальном положении, опирая на боковину, также на ровном полу без каких-либо выступов.
Покрышки, смонтированные на дисках, всегда храним вертикально, поддерживая давление на уровне 0,8-1 атм.
Многих интересует, можно ли хранить шины подвешенными. Да можно, если вы используете центральное отверстие или боковые части диска. Однако саму покрышку без диска подвешивать не рекомендуется из-за риска деформации корда.
Согласно пункту 6.5, каждые 3 месяца следует поворачивать шины и пакеты с ними, меняя точки опоры. В первую очередь это относится к колесам на дисках, стоящим вертикально - достаточно развернуть их на 180.
Но и шины, сложенные стопкой, желательно повернуть на 90-180, изменив зону соприкосновения с полом.
Пункт 6.6 призывает исключать условия, чреватые деформацией бортов и боковин бескамерных шин. Очевидная рекомендация: не нагружайте их тяжёлыми предметами, не заталкивайте в тесные кладовки. Пусть покоятся ровными стопками на плоской поверхности.
Бывшие в употреблении, но ещё годные к эксплуатации шины, согласно пункту 6.9, перед закладкой на хранение нужно тщательно очистить от камней и грязи.
Настоятельно советую воспользоваться недорогой, но полезной услугой шиномонтажа - мойкой шин, особенно при переходе с зимней резины. Соль и грязь пагубно сказываются на шинах при хранении.
Наконец, пункт 6.10 разрешает хранить шины на открытом воздухе не дольше одного месяца, причём желательно всё это дело чем-то накрыть.
Для резины особенно губительно ультрафиолетовое излучение: оно снижает эластичность, провоцирует микротрещины и ускоряет износ. Влага также способствует коррозии металлокорда.
Поэтому хранение под открытым небом - не самый подходящий вариант.
В завершение - об услуге сезонного хранения шин. Некоторые считают, что профессиональное хранение намного продлевает срок службы покрышек по сравнению с домашними условиями.
Однако, как мы видим, ГОСТ не предъявляет каких-то заоблачных требований. При наличии балкона, гаража, сарая, где зимой не холоднее -30C, а летом не жарче +35C, спокойно храните шины сами - ресурс их от этого не пострадает.
Иное дело, если хранить категорически негде. Приведу пример знакомого владельца большого внедорожника, проживающего в однокомнатной квартире с миниатюрным балконом.
Огромные колёса ему просто некуда приткнуть, на платной стоянке держать накладно. И он пользуется услугой сезонного хранения. Заодно - сезонный шиномонтаж: пригнал машину, переобул - и гуляй до следующего сезона. Удобно, если самому возиться негде и некогда.
Вот такие несложные, но важные правила хранения шин. Надеюсь, эта статья поможет вам продлить жизнь вашей резине и сэкономить на шиномонтаже.
Берегите себя и свои колеса! Удачи на дорогах!