Из рабочего процесса:
Вина в моей жизни играет какую-то всеобъемлющую глобальную роль. Это чувство, которое я, наверное, испытываю чаще всего. Даже в ситуациях, в которых вроде бы не должна этого делать. Я пытаюсь анализировать такие ситуации, ничего хорошего у меня не выходит – только текст внутри о ситуации странный или даже абсурдный формируется.
Вот, например, на меня однажды наорал отец, когда извинялся. Странно же звучит? Это было пять лет назад, когда я брала ипотеку и не была уверена, что смогу гасить регулярный платеж, решила поговорить, смогут ли если что меня страховать родители. Отец выслушал и дурацки пошутил, типа, мне от него только бабло нужно. Я очень обиделась на его шутку, ведь я не платить просила, а страховать на всякий случай, ушла в комнату, он пришел. Я сказала, что не хочу разговаривать. Он ушел. Спустя час пришел снова, а я еще была расстроена. И он наорал на меня фразой: «Ну, извини меня! Что мне теперь, на колени встать?!»
Меня в этот момент, как из душа холодного окатило: это же отец, елки! Какие колени? Как я могла так его довести?
Или еду в гости домой, звоню: что-то купить надо? Нет, ничего не надо, все есть. Я тогда покупают что-то к чаю, а на пороге выясняется, что в доме сметаны нет, а отец не садится за стол без сметаны. Вроде бы мне не сказали об этом, но такой виноватой себя чувствую, должна была сообразить, не первый год отца знаю, а я не подумала…
Таких историй миллион. А в результате я чуть что, если идет не так, заваливаюсь в чувство вины и суечусь, суечусь, суечусь, чтобы его заглушить.
Жить и действовать из чувства вины – штука неприятная. Возникновение этого чувства предполагает, как будто сбой в происходящем на жизненном пути и видение первопричины этого сбоя в себе, приписывание себе ответственности за это. Обычно ответственность чрезмерна, в таком объеме она не способствует развитию, а напротив его замедляет, и даже препятствует ему.
В ситуациях, которых миллион, где Вы испытываете неуместное, на Ваш взгляд чувство вины, что Вам хотелось бы испытывать вместо? Хотелось бы Вам в таких ситуациях, например, сердиться? Или обижаться? Может быть, радоваться?
Дело в том, что эмоциональный отклик в душе человека вызывают не сами события как таковые, а то, как человек их себе объясняет.
Давайте рассмотрим эту закономерность на Вашем примере с разговором с отцом.
Папа грубовато пошутил, Вы обиделись, Вы ощутили его слова, как несправедливые: Вы приходите к родителям не только за деньгами, Вы сами работаете и планируете гасить платежи, от родителей хотите страховки и поддержки. В Вашей картине мира – Вы хорошая дочь. Папина шутка выкидывает Вас из позиции «хорошей дочери» в коварную потребительницу родительских ресурсов. Возникает чувство обиды, сильное и долговременное. Отец понимает, что перегнул палку, что Вы на самом деле не потребительница и хорошая дочь. Вынужден признать свою ошибку (это неприятно, поэтому он испытывает не только чувство вины, но и гнева, обстоятельства, где он вынужден извиняться его сердят). Вы слышите гнев в словах отца и берете ответственность за его гнев на себя: вот это я довела отца до чего!
Теперь давайте попробуем объяснить происходящее иначе. Вы попросили помощи – подстроились к отцу снизу. Он пользуясь положением сверху, усилил ситуацию: да, такие мелкие потребительницы родительских ресурсов, только для этого к родителям и приходят. Вы ТОЧНО знаете, что это не так. Вам СТРАННО, что отец вообще так мог сказать, ведь к реальности это не имеет совсем никакого отношения… Ваша рука тянется к папиному лбу, не перегрелся ли он, делаете это на фоне своего всепоглощающего изумления – Вы удивлены без меры таким его высказыванием…
Другой вариант объяснения происходящего – другой эмоциональный отклик. Поэкспериментировать таким образом можно самостоятельно, можно в компании своего психолога. Попробуйте, испытывать чувство вины в таких ситуациях совсем не обязательно.
Анна Бердникова
Записаться на консультацию можно здесь