Найти в Дзене
Минтранс России

История развития транспорта в России. 1918–1955 гг

Оглавление

Этот сложный исторический период овеян революционным порывом. Учитывая масштабные задачи по развитию страны, созданы отдельные министерства по отраслям транспорта.

Первая регулярная воздушная линия Москва — Нижний Новгород акционерного общества российского добровольного воздушного флота «Добролет»
Первая регулярная воздушная линия Москва — Нижний Новгород акционерного общества российского добровольного воздушного флота «Добролет»

Авиация

В 1919 году была создана Комиссия по тяжелой авиации (КОМТА), началось проектирование двухмоторного транспортного самолета. 17 марта 1923 года было создано первое авиатранспортное предприятие РСФСР «Добролет» и была организована первая регулярная воздушная линия Москва — Нижний Новгород. В 1923 году инженеры ЦАГИ сконструировали первый советский пассажирский четырехместный деревянный самолет АК-1. Под руководством А.Н. Туполева был построен АНТ-2 — первый в СССР цельнометаллический самолет из кольчугалюминия. В 1935 году гражданская авиация полностью перешла на эксплуатацию отечественных самолетов. За 1933–1937 годы объем перевозок авиацией увеличился в 10 раз.

Первый пассажирский реактивный самолет ТУ-104
Первый пассажирский реактивный самолет ТУ-104

Начало эры реактивной техники приходится на 50-е годы XX века. Первый пассажирский реактивный самолет Ту-104 15 сентября 1956 года совершил регулярный рейс с пассажирами по маршруту Москва — Иркутск. Реактивные самолеты Ту-104 стали летать по всей территории страны, а 12 октября 1956 года состоялся первый рейс по международной линии Москва — Прага.

Образование

В 1929–1930 годах на базе факультетов Ленинградского и Московского институтов инженеров путей сообщения созданы автодорожные институты в Ленинграде (1929) и в Москве (1930), институты гражданского воздушного флота (1929) и инженеров водного транспорта (1930) в Ленинграде, Московский электромеханический институт инженеров транспорта (1931).

Автомобильный транспорт

В 1922 году был открыт Петроградский автомобильный клуб и утвержден Устав Автодора Совнаркома РСФСР. 26 октября 1927 года состоялось первое заседание президиума Центрального совета Общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР. В 1929 году создано Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог автомобильного транспорта при Совнаркоме СССР (Цурортранс). В 1931 году был создан Всесоюзный наркомат центрального управления шоссейных и грунтовых дорог. В 1935 году Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта передается в Наркомат внутренних дел СССР. Первым наркомом был назначен В.И. Борейко.

В 1939 году вышел закон об образовании в союзных республиках наркоматов автомобильного транспорта, на которые были возложены вопросы организации и эксплуатации автомобильного транспорта. В 1946 году наркомат был преобразован в Министерство автомобильного транспорта (министр А.Н. Куршев), с 1952 года — Министерство автомобильного транспорта РСФСР (министр Б.К. Чубаров). В 1953 году было образовано Министерство дорожного и транспортного хозяйства, затем в 1956 году — Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.

Железная дорога

Ключевую роль в перевозках грузов и пассажиров играет железнодорожный транспорт. Внедряются отечественные локомотивы, растет производительность труда. График движения становится законом железнодорожного транспорта. В 1931 году было начато строительство метрополитена. Первая очередь с 13 станциями была открыта в 1935 году. Управление метрополитеном осуществлялось Наркоматом путей сообщения СССР.

Станция метрополитена «Красные ворота»
Станция метрополитена «Красные ворота»

Приказом №231/Ц от 21 марта 1946 года на основании закона, принятого Верховным Советом СССР, Народный комиссариат путей сообщения СССР был преобразован в Министерство путей сообщения СССР. В 1951 году протяженность электрифицированных железных дорог составила 3 063 км. К 1955 году тепловозами обслуживалось движение на 6,4 тыс. км линий.

Морской и речной транспорт

Судоходный канал им. В.И. Ленина протяженностью 101 км
Судоходный канал им. В.И. Ленина протяженностью 101 км

В 1946 году флот Народного комиссариата морского флота насчитывал 576 транспортных судов общей грузоподъемностью 1,8 млн т. К середине 50-х годов на арктических трассах успешно работали ледокольные суда. Продолжались изменения и в системе управления внутренним водным транспортом. 15 марта 1946 года вместо Наркомречфлота было образовано Министерство речного флота СССР. 15 марта 1953 года два воднотранспортных министерства были объединены в одно — Министерство морского и речного флота СССР, однако уже в 1954 году были воссозданы Министерство морского флота и Министерство речного флота.

Транспорт в военный период

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов была проведена перестройка управления в соответствии с нуждами военного времени в управленческих структурах всех отраслевых министерств. Были созданы военно-эксплуатационные отделения (ВЭО) и военно-эксплуатационные управления (ВЭУ), которые сыграли большую мобилизующую роль в организации перевозок в военный период.

За июль–ноябрь 1941 года железнодорожным транспортом на восток было эвакуировано 2593 предприятия, 18 млн человек. Дорога жизни, которая прошла по льду Ладожского озера, золотыми буквами вписана в историю Великой Отечественной войны. Самый массовый самолет военных лет с крепкой броней Ил-2, созданный в конструкторском бюро С.В. Ильюшина, называли «летающим танком», который обеспечивал победу во многих решающих сражениях. Высокое звание Героя Советского Союза за ратные подвиги на всех видах транспорта получили 206 транспортников.

#ИсторияТранспорта

Авто
5,66 млн интересуются