От состояния системы сцепления напрямую зависит возможность эксплуатации автомобиля, оснащённого механической коробкой переключения передач. Зачастую признаки износа узла наблюдаются до его полного выхода из строя. Замена сцепления – недешёвая процедура, поэтому рекомендуется проверять его при выборе автомобиля на вторичном рынке. Для этого стоит воспользоваться простым и эффективным способом.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Существует несколько признаков, очевидно указывающих на проблемы с системой сцепления:
- передачи включаются очень туго;
- пробуксовки при переключениях;
- появление запаха сцепления;
- педаль плохо возвращается назад и др.
На первом этапе проверяем сцепление на слух. Садимся в автомобиль и устраняем все возможные посторонние шумы. Несколько раз выжимаем педаль сцепления с разной скоростью. При этой процедуре не должно происходить рывков, возникать каких-либо стуков или скрежетов. Посторонние шумы могут быть вызваны разными устройствами, поэтому их наличие свидетельствует о необходимости более глубокой диагностики. Нередко звуки издаёт выжимной подшипник, для замены которого потребуется снимать коробку передач.
Ход педали сцепления на многих автомобилях также позволяет оценить его износ. Исправная система должна "схватывать" ближе к началу. Если же это происходит в конце хода, то можно говорить об износе сцепления. Однако, важно учитывать, что в некоторых автомобилях педаль можно отрегулировать и устранить проблему. Далеко не всегда эту процедуру проводят сразу после замены сцепления на новое, поэтому оно схватывает вверху даже при минимальном износе.
Для следующего испытания потребуется нормальная работа стояночного тормоза ("ручника"). Запускаем двигатель, выжимаем сцепление и включаем первую передачу. Постепенно отпускайте педаль сцепления, не используя газ. Если система исправна, то обороты будут постепенно падать, а двигатель станет глохнуть. В некоторых случаях сцепление выжимается не до конца, поэтому подобного эффекта не возникает.
Дальнейшую диагностику системы сцепления нужно проводить на ходу. Для начала находим ровную дорогу с небольшим количеством автомобилей. Разгоняемся примерно до 60 км/ч и включаем четвёртую передачу МКПП. Теперь отпускаем педаль газа и ждём, пока обороты двигателя опустятся примерно до 1200 об/мин. После этого резко нажимаем на педаль газа и следим за показаниями на приборной панели. Если сцепление исправно, то тахометр и спидометр должны постепенно "ползти" вверх. В случае, когда система изношена, обороты резко взлетят, а скорость практически не изменится.