Найти в Дзене

Кто до этого додумался? Самые необычные БМП, о которых вы точно не знали!

С развитием военной техники боевые машины пехоты (БМП) стали неотъемлемой частью современных вооружённых сил, сочетая в себе функции транспорта и огневой поддержки. Однако кроме привычных форм и конструкций, существует множество необычных и порой экстравагантных решений, которые были разработаны для повышения эффективности действий пехоты на поле боя. Эти машины не только поражают своим дизайном, но и часто обладают уникальными функциями, вносящими новый взгляд на концепцию ведения боевых действий.

В данной статье мы рассмотрим самые необычные боевые машины пехоты, которые отличались от стандартных моделей как конструктивно, так и функционально. Мы исследуем, какие нестандартные подходы к проектированию и применению таких машин были задействованы, и как они повлияли на тактику ведения боевых действий.

БМПВ-64 - ТБМП без будущего (Украина 🇺🇦)

БМПВ-64 — опытная украинская боевая машина пехоты, также классифицируемая как тяжёлый бронетранспортёр. Машина разработана Харьковским бронетанковым ремонтным заводом на базе подвергшегося глубокой модификации шасси танка Т-64. 

В 2005 году был разработан комплект технической документации по переоборудованию в боевые машины пехоты танков Т-54, Т-55, Т-62, Т-64 и Т-72, 15 марта 2006 года он был запатентован. До 20 февраля 2012 было выпущено два опытных экземпляра, которые были направлены на заводские испытания. В январе 2015 года было объявлено о возобновлении работ с целью ещё более повысить защищённость бронемашины.

Оснащена дистанционно управляемым боевым модулем с 30-мм автоматической пушкой, спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТ и комплексом из ПТУРов или комплексом реактивных огнемётов для городских боёв. Предусмотрена установка на машину других вариантов вооружения, в частности — дистанционно управляемого модуля с одним 12,7-мм пулемётом.

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в лобовой части машины, отделение управления — за ним, десантное отделение — в кормовой части.

Kentaurus - Провал по-гречески (Греция 🇬🇷)

-2

Наименование греческой БМП восходит к мифологическим существам Кентаврам (иногда Центаврам) — полулюдям-полуконям. После прекращения работ по созданию варианта бронированной машины Leonidas-2, ряда других усовершенствований и совместных проработок с европейскими фирмами, компания ELBO по собственной инициативе приступила к созданию нового проекта БМП по техническому заданию сухопутных войск Греции.

Новая греческая БМП «Кентаврос» ('ΚΕΝΤΑΥΡΟΣ'), была официально представлена на международной выставке вооружения Defendory Arms Exhibition в Афинах в 1998 году. На тот период времени БМП «Кентаврос» являлась одной из совершенных БМП. Машина оснащалась дизельным двигателем фирмы MTU мощностью 420 л.с., 30-мм пушкой EBO и 7,62-мм пулеметом (производство по лицензиям фирм Маузер и Рейнметалл), компьютеризованной системой управления огнём Toxotis, одноместной башней KUKA (теперь Рейнметалл).

Машина создавалась как основа семейства гусеничных боевых бронированных машин, предназначенных для решения широкого круга задач. К середине 2001 года был подготовлен официальный отчет по испытаниям БМП, в котором указаны области возможного улучшения характеристик машины для выполнения требований министерства обороны Греции. С учетом принятия в 2002 году на вооружение основного танка «Леопард 2», сухопутным войскам потребовалась БМП с улучшенными характеристиками бронезащиты, подвижности и огневой мощи. В конце 2002 года министерство обороны Греции выдало контракт компании ELBO на завершение разработки БМП «Кентаврос» для сухопутных войск Греции. Планировалась последующая закупка первой партии БМП объемом в 140—150 машин, однако в 2003 году, в связи с бюджетными ограничениями, первоначальный контракт был аннулирован.

Lazika - БМП-2 из Тбилиси (Грузия 🇬🇪)

-3

Разработана научно-техническим центром «Дельта» при Министерстве обороны Грузии, производственной базой которого являются Тбилисский авиазавод и Тбилисский танкоремонтный завод. 25 февраля 2012 года демонстрационный образец бронемашины был впервые продемонстрирован на учебном полигоне Вазиани. 2 мая 2015 года в репортаже о НТЦ "Дельта" были показаны две бронемашины "Лазика", к концу февраля 2016 года их количество увеличилось до семи.

Экипаж БМП состоит из трех человек: механик-водитель, командир и оператор вооружения. Все они размещаются в передней половине машины. Водитель на том же месте, что и на БМП-2, а командир и оператор за ним. Десантное отделение имеет значительный объем. В нем размещены девять складных сидений для солдат. В отличие от советских машин пехоты, в которых сидения располагались по оси машины, на «Лазике» они находятся под бортами, что затрудняет ведение огня десантом из БМП и повышает его уязвимость от бронебойно-фугасных и фугасных боеприпасов.

«Лазика» вооружена дистанционно управляемым боевым модулем с 23-мм автоматической пушкой 2А14 и 7,62-мм пулемётом ПКТ. Также на бронемашину установлены восемь 81-мм дымовых гранатомётов. Погрузка десанта производится через подъёмную аппарель в корме корпуса. БМП оснащена камерами ночного видения. Бронемашина может быть дооборудована дополнительными топливными баками, увеличивающими запас хода с 200 км до 400 км.

Бронирование в соответствии с требованиями 4-го уровня STANAG.

AB-14 Temsah - Арабы удивляют (Иордания 🇯🇴)

-4

AB-14 Темсах («аль-темсах» — крокодил) — иорданская тяжёлая боевая машина пехоты, созданная на шасси танка «Центурион». Прототип БМП был впервые продемонстрирован на международной выставке вооружений в Абу-Даби (ОАЭ) в марте 2001 года.

Темсах была разработана южноафриканской фирмой Mechanology Design Bureau (MDB) совместно с фирмой King Abdullah II Design & Development Bureau (KADDB). Целью разработки является использование шасси устаревшего танка «Центурион», который иорданские сухопутные войска снимают с вооружения, так как они получают взамен танки британских сухопутных войск Челленджер-1, известные под местным названием Al-Hussein. В разработке машины (первоначально имела обозначение «проект АВ14») принимали участие южноафриканское КБ MDB и английская фирма Helio.

Чтобы сделать БМП с классической компоновкой иорданцы пошли на оригинальное решение: шасси было перевернуто «задом наперёд», чтобы двигатель находился спереди, а освободившееся место для обитаемого пространства — сзади. Причем моторно-трансмиссионное отделение занимает всю переднюю часть корпуса — от борта до борта. Низкопрофильный сварной корпус имеет рациональные углы наклона и значительную по толщине броню, ходовая часть закрыта массивными противокумулятивными экранами. Бронирование значительно усилено по сравнению с базовым шасси Центуриона. Оно обеспечивает защиту находящегося внутри машины экипажа и десанта не только от огня стрелкового оружия, но и от артиллерийских боеприпасов.

В качестве основного вооружения БМП планируется использовать 20-мм скорострельную автоматическую пушку, для совместной разработки которой KADDB выбрала фирму Helio. Боевой модуль, установленный на прототипе, получил обозначение SWARM (Stabilised Weapon and Reconnaissance Mounting). В существующем варианте БМП оснащена вынесенной установкой с пушкой М621 фирмы GIAT и спаренным 7,62-мм пулеметом, на некоторых модификациях будут устанавливаться ПТРК.

Bionix - БМП под НАТО (Сингапур 🇸🇬)

-5

Производится сингапурской компанией «Сингапур текнолоджис кинетикс» (ST Kinetics). Серийный выпуск этих гусеничных машин был начат в 1996 году. Бронекорпус сварной из катаной стальной брони с установленными навесными модулями пассивной брони. Состоит на вооружении сухопутных войск Сингапура. Машина может быть транспортирована на военно-транспортных самолетах, таких как Локхид C-130 Геркулес.

Моторно-трансмиссионное отделение находится справа спереди, управления — слева спереди, боевое размещается посередине, десантное — сзади. Бронезащита БМП Бионикс имеет модульную конструкцию.

Автоматическая пушка стабилизирована в двух плоскостях и оснащена лазерным дальномером с дальностью 3,0 км.

БМП Бионикс II оснащается современной боевой информационно-управляющей системой, что позволяет быстро делиться информацией о месторасположении и перемещении своих сил и сил противника.

Бионикс II отличается от ранних версий улучшенной защитой и сохраняет унификацию по моторно-трансмиссионному отделению и подвеске.