Найти в Дзене
Век моторов

Пять уникальных моделей автокранов, созданных в СССР.

В Советском Союзе существовало несколько предприятий, занимавшихся производством автомобильных кранов. Однако именно ивановский завод, ныне известный как «Ивановский машиностроительный завод АВТОКРАН», стал истинным символом этой отрасли.

Автокран на шасси МАЗ-200
Автокран на шасси МАЗ-200

Предприятие отметит своё семидесятилетие в 2024 году. Сейчас его краны способны поднимать объекты массой до сорока т, а вылет стрелы составляет тридцать семь с половиной метров. Однако история завода начиналась более скромно. На первых порах возможности были ограничены: грузоподъемность составляла всего лишь пять т, а длина стрелы — около семи метров. Но тогда, в послевоенные времена, когда Европа лежала в руинах, возникла острая необходимость в спецтехнике. Идея создания кранов для восстановления городов и объектов зародилась ещё в 1948 г.

В те времена в стране уже применялись краны, способные поднимать грузы массой до трёх т. Однако число машин и технические параметры не позволяли обеспечить эффективное восстановление разрушенных городов после войны.

В 1953 году в Иваново запустили производство кранов. Несмотря на то, что строительство продолжалось, уже через год с завода вышла первая специализированная машина, предназначенная для строительных работ.

Изначально К-51 был оснащён шасси ЯАЗ-200, но позже его заменили на МАЗ-200.
Изначально К-51 был оснащён шасси ЯАЗ-200, но позже его заменили на МАЗ-200.

Кран К-51 был настоящей рабочей лошадкой своего времени. Сначала он был установлен на ЯАЗ-200, а позже его переместили на более мощную основу — МАЗ-200. Этот кран способен был перемещать предметы весом до 5 тонн, что было значительным достижением для того времени.

Стрела крана имела длину 7,35 метров, а в удлинённом варианте — 11,75 метров. Это позволяло работать на большой высоте и достигать труднодоступных мест. Стрела была оснащена специальными шарнирами, которые позволяли ей складываться, делая её значительно короче.

К-51 на МАЗ-200.
К-51 на МАЗ-200.

На этом кране были установлены специальные опоры, которые обеспечивали устойчивость крана во время работы. Однако, чтобы переместить груз весом до 2 тонн, можно было обойтись и без них. В кабине крана располагалось 8 рычагов, что делало управление краном максимально удобным и эффективным.

Двигатель ЯАЗ-204 работал на дизеле и имел мощность 100 лошадиных сил. Это позволяло крану развивать скорость до 30 км/ч на дорогах. Однако, при совершении резкого маневра инструкция требовала уменьшить скорость до 5 км/ч, чтобы обеспечить безопасность и стабильность работы.

В середине 1960-х годов была разработана новая модель автокрана — К-61. Это была серия машин, созданных на единой платформе, включающая в себя краны с ручным, пневматическим и дизель-электрическим управлением. Грузоподъёмность этих кранов достигала 7,5 тонн, а в качестве шасси был выбран прочный МАЗ.

Предприятие получило задание на производство этих кранов для нужд армии, особенно инженерных войск. В процессе выполнения заказа было решено модернизировать кран, чтобы он соответствовал всем требованиям военных.

В 1962 году был представлен инновационный 8Т210, который стал значимым этапом в развитии своей отрасли. Этот кран был разработан специально для нужд ракетчиков и вскоре начал экспортироваться за рубеж.

Отличительной чертой крана была выдвижная часть стрелы, которая в нерабочем состоянии убиралась внутрь, что делало его более компактным и удобным в использовании. Грузоподъёмность крана составляла 6,3 тонны, а благодаря электрическому приводу он мог поворачиваться на 360 градусов, что значительно расширяло его функциональность.

8Т210
8Т210

Водитель мог работать в комфортных условиях: кабина была оснащена системой обогрева. В качестве основы для крана использовался мощный грузовик «Урал-374Д», обеспечивающий машине высокую проходимость и надёжность.

В 1968 году на свет появился автокран КС-3562А, который сразу же привлёк внимание своими выдающимися техническими характеристиками. Его грузоподъёмность составляла 10 т, а гидроприводом обеспечивалось действие всех механизмов.

Одной из уникальных особенностей этого крана были выносные опоры, которые можно было поворачивать, что придавало дополнительную устойчивость и удобство в работе. Стрела крана также имела два комплекта для увеличения длины, что позволяло достигать труднодоступных мест и работать на большой высоте.

В 1975 году в сфере советского машиностроения произошло эпохальное событие: шесть ведущих предприятий, специализировавшихся на производстве кранов, объединились в единое крупное предприятие под названием «Автокран». Важнейшую роль в этом слиянии сыграл завод, расположенный в Иваново.

Кран КС-3571, способный поднимать грузы весом до 10 тонн, оснащён гидравлическим механизмом.
Кран КС-3571, способный поднимать грузы весом до 10 тонн, оснащён гидравлическим механизмом.

Результатом этого объединения стал автокран модели КС-3571, который, сохранив грузоподъёмность в 10 тонн, получил важное усовершенствование — телескопическую стрелу. В сложенном состоянии стрела составляла 7 метров, а в разложенном — впечатляющие 14 метров.

Основой мощного крана послужило надёжное шасси МАЗ-500А. Именно эта машина стала первой в линейке советских кранов, удостоенной высокой награды — «Знака качества».

Делитесь своим мнением, ставьте лайки.