Найти в Дзене
Век моторов

Как ГАЗ-51 завоевал народную любовь

ГАЗ-51. В своё время он стал самым массовым грузовиком. Его производили с 40-х по 70-е годы прошлого века. Для многих людей того времени ГАЗ-51 стал первым автомобилем, за руль которого они сели. Это была настоящая легенда, непревзойдённое творение, вершина инженерного искусства. Эти воспоминания останутся с нами навсегда, как первая любовь. Благодаря своей универсальности и грузоподъёмности в 2,5 тонны, этот автомобиль использовался в разных отраслях народного хозяйства и других сферах. Всего было выпущено около 3,5 миллионов таких машин. Их производство также наладили в Китае, Польше и Корее. Массовое производство автомобиля ГАЗ-51 могло начаться уже в 1941 году, но этому помешала начавшаяся война. К созданию новой модели приступили ещё в 1937 году. Работы по проектированию, разработке и тестированию автомобиля были завершены, и соответствующие органы выдали разрешение на запуск производства. Опытный образец был представлен на сельскохозяйственной выставке в Москве в 1940 году. А в 1
ГАЗ-51
ГАЗ-51

ГАЗ-51. В своё время он стал самым массовым грузовиком. Его производили с 40-х по 70-е годы прошлого века. Для многих людей того времени ГАЗ-51 стал первым автомобилем, за руль которого они сели. Это была настоящая легенда, непревзойдённое творение, вершина инженерного искусства.

Эти воспоминания останутся с нами навсегда, как первая любовь. Благодаря своей универсальности и грузоподъёмности в 2,5 тонны, этот автомобиль использовался в разных отраслях народного хозяйства и других сферах. Всего было выпущено около 3,5 миллионов таких машин. Их производство также наладили в Китае, Польше и Корее.

Производство автомобиля ГАЗ-51
Производство автомобиля ГАЗ-51

Массовое производство автомобиля ГАЗ-51 могло начаться уже в 1941 году, но этому помешала начавшаяся война. К созданию новой модели приступили ещё в 1937 году. Работы по проектированию, разработке и тестированию автомобиля были завершены, и соответствующие органы выдали разрешение на запуск производства.

Опытный образец был представлен на сельскохозяйственной выставке в Москве в 1940 году. А в 1946 году стартовало массовое производство ГАЗ-51. У этого грузовика не было большого количества прозвищ, его называли просто «Газон». Основным цветом для него был выбран зелёный, цвет хаки, поскольку большинство такой техники заказывали военные.

Этот грузовик стал очень популярным. «Газон» служил нескольким десятилетиям и применялся не только в народном хозяйстве, но и в личных целях: для переездов, свадеб и даже похорон.

Дизайн ГАЗ-53 был хорош для своего времени, да и сейчас выглядит вполне современно. Первую партию из 20 машин выпустили в 1945 году. Уже через год возродившееся народное хозяйство получило более 3000 грузовиков этой марки.

ЗИС-5
ЗИС-5

Испытания показали, что автомобиль превосходит своих предшественников по всем параметрам, включая трёхтонный ЗИС-5, не говоря уже о полуторатонном грузовике. В то время ГАЗ-51 отличался скоростью до 75 км/ч, надёжностью, экономичностью, выносливостью и удобством управления.

Помимо этого, автомобиль получил более мягкую подвеску с эффективными амортизаторами и потреблял меньше топлива.

Этот автомобиль часто появлялся в кино. Сложно представить фильмы без него. Например, такие кинокартины, как «Живёт такой парень», «Иван Бровкин», «Друг мой Колька».

Грузоподъёмность ГАЗ-51 составляла 2500 килограммов, а на грунте — 2000 килограммов. Снаряжённая масса увеличилась на 900 килограммов и составила 2710 килограммов. Длина автомобиля увеличилась всего на 190 миллиметров, а база уменьшилась на 40 миллиметров.

Studebaker US-6 — самый массовый грузовик, который поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Этот автомобиль завоевал отличную репутацию в нашей стране. Поэтому инженеры Горьковского и Московского автозаводов особенно тщательно его изучили.

Опытный образец ГАЗ-63 имел кабину, которая хоть и напоминала американскую, но всё же отличалась некоторыми деталями, в частности дверями. А вот ГАЗ-51 пошёл в производство с другой кабиной. От стиля студии Беккера остались лишь отдельные черты: линии кабины, оперение, капот и двери.

Кабина ГАЗ-51 была рассчитана на двух человек, хотя в ней могли поместиться и трое. Комфорт в кабине был сравним с легковым автомобилем, имелся отопитель. Стекло обдувалось тёплым воздухом, благодаря чему водитель мог работать без рукавиц и верхней одежды.

Схема ГАЗ-51
Схема ГАЗ-51

Особое внимание в этой машине привлекала педаль стартера. Её почему-то называли кнопкой стартера, хотя на самом деле это была обычная педаль без электромагнитов и системы зажигания. Всё, что нужно было сделать, чтобы завести машину, — это нажать на педаль и отправиться в путь.

Если посмотреть под капот, то можно увидеть надёжный шестицилиндровый нижнеклапанный рядный двигатель, который использовался ещё до войны. В этом грузовике также есть ручной газ.

Коробка передач имеет четыре ступени, но в ней нет синхронизаторов. Это требует определённых навыков при переключении. Интересно, что первая передача практически не используется — автомобиль начинает движение со второй передачи.

На рычаге переключения передач есть небольшой дополнительный рычажок. Заднюю передачу можно включить, приподняв его.

Дизайн крыльев ГАЗ-51 стал более изящным и округлым, а фары были интегрированы в них. Стоит отметить, что до 1952 года грузовики имели довольно громоздкую кабину из дерева и металла. С 1952 года деревянный каркас остался только в дверях, но общий вид автомобиля уже сформировался. Цельнометаллические кабины без деревянных элементов начали выпускаться в 1957 году и оставались неизменными до конца производства.

ГАЗ-63
ГАЗ-63

ГАЗ-51 разрабатывался одновременно с полноприводной версией ГАЗ-63, прототип которой появился в 1944 году. На этом прототипе была установлена кабина, очень похожая на американскую, от Студи Бекера. Этот автомобиль стал первым массовым грузовиком с гидравлическими тормозами на всех колёсах.

В этом и заключается отличие данной машины от полуторки. Главный тормозной цилиндр ГАЗ-51 сконструирован по образцу узла Студебеккера, хотя и имеет свои особенности. Цилиндр не просто скопировали, а детально изучили.

Важно отметить, что двигатель этого грузовика не обладал достаточным запасом прочности, особенно при работе с высокими эксплуатационными нагрузками на повышенных оборотах.

Часто двигатель выходил из строя из-за выплавки баббита из коренных биметаллических тонкостенных вкладышей коленчатого вала. При длительной работе на высоких оборотах не хватало смазки, что в сочетании с отсутствием повышающей передачи и наличием специальной конфигурации главной пары заднего моста приводило к перегрузке низкооборотного двигателя. На это также негативно влияло высокое передаточное отношение между этими элементами.

Поэтому, чтобы обеспечить долговечность мотора, карбюратор оснастили ограничителем числа оборотов. Благодаря этому максимальная скорость автомобиля составляла 75 км/ч.

Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 объёмом 3,5 литра выдавал 70 лошадиных сил при 2800 оборотах в минуту. По меркам 1940–1950-х годов это было вполне приемлемо.

Под капотом ГАЗ-51
Под капотом ГАЗ-51

Основой советского мотора стал американский двигатель Dodge D5, который концерн Chrysler устанавливал с 1937 года на легковые автомобили и лёгкие грузовики.

Приборная панель мало чем отличается от современных. Чтобы заменить лампочку подсветки, не нужно было разбирать половину машины — достаточно было открутить колпачок и установить новую лампочку.

Ремонтировать такой грузовик было довольно просто. Для этого использовались удобные защёлки в виде звёздочек. Можно было легко отстегнуть, откинуть капот и приступить к ремонту. Некоторые водители снимали боковые части капота с надписью на лето, чтобы двигатель мог свободно «дышать» и не перегревался.

Салон ГАЗ-51
Салон ГАЗ-51

Рабочее место водителя было максимально удобным и простым, но при этом более комфортным и эргономичным по сравнению с аналогами у советских полуторок. На приборной панели был установлен необходимый комплект приборов, характерный для оснащения современных транспортных средств. В салонах автомобилей поздних выпусков появились часы.

Лобовое стекло поднималось вперёд и вверх, что позволяло в жаркую погоду получить встречный поток свежего воздуха. Дворники работали в основном режиме благодаря вакуумному приводу от разряжения во впускном коллекторе.

Этот автомобиль успешно использовался в Венгрии, ГДР и Финляндии. Советский грузовик отличался простотой и надёжностью конструкции, поэтому его производство освоили по лицензии в некоторых странах социалистического лагеря. За всё время существования этой машины было создано много модификаций и экспериментальных версий. Например:

  • серия 51N — армейская версия с решётчатым кузовом от 63-й модели, оснащена топливным резервуаром;
  • 51U — экспортный вариант для умеренного климата;
  • NU — военный ГАЗ-51, предназначенный для экспорта;
  • 51B — модификация, работающая на газовом топливе;
  • ГАЗ-41 — опытный образец, частично на гусеничном ходу.

Автомобиль легко справляется с нормативной нагрузкой в 2,5 тонны.

Несмотря на отсутствие полного привода, радует хорошая проходимость автомобиля.

Автомобиль ГАЗ-51
Автомобиль ГАЗ-51

Педаль тормоза была довольно тугой, поэтому для эффективного торможения требовалось приложить значительные усилия. Аналогичная ситуация была и с поворотом руля, и с переключением передач — требовалась значительная сила. Поскольку в грузовике не было синхронизатора, приходилось учиться двойной выжимке сцепления при переключении на повышенную передачу и перегазовке для переключения вниз.

Педаль тормоза была довольно тугой, особенно по сегодняшним меркам. Автомобиль ГАЗ-51 был выпущен почти полвека назад. Но несмотря на это, в СМИ и интернете можно найти объявления о продаже этой редкой модели. Обычно предлагаются модификации, выпущенные с 1970-х годов. Цена зависит от состояния автомобиля, года выпуска и региона продажи.

На базе ГАЗ-51
На базе ГАЗ-51

И, конечно, есть ценители раритетных автомобилей, которые успешно восстанавливают легендарный советский грузовик. На базе этой машины было создано множество прототипов: от военных моделей до пассажирских автобусов. Долгий период серийного производства, высокая проходимость и надёжность, а также универсальность сделали эту технику востребованной практически во всех отраслях народного хозяйства.

Этот грузовик до сих пор можно встретить на дорогах.

Все! Комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь