Найти в Дзене
Век моторов

ЗИЛ-130: от мифов к реальности

ЗИЛ-130 — один из самых массовых грузовиков СССР Серийное производство ЗИЛ-130 началось в 1962 году, а завершилось в 2014 году на Уральском автомоторном заводе. Эта машина стала эпохальной как для завода, так и для всей страны. По тем временам грузовик получился новаторским и комфортным. Он был оснащён гидроусилителем руля и пятиступенчатой коробкой передач с синхронизаторами всех скоростей, кроме первой. Вторая передача позволяла автомобилю трогаться спокойно, а первая использовалась для бездорожья или очень крутых подъёмов. Водители ценили ЗИЛ-130 за надёжность, прочность и простоту обслуживания. В этом статье мы развенчаем мифы о ЗИЛ-130. Один из мифов гласит, что в конце июня в мексиканском городе Пуэнте-де-Истла начал работу новый автозавод под названием ZIL Nova. Он выпускает различные грузовики и седельные тягачи ЗИЛ. Технологическая оснастка для них была куплена в Москве. По сообщению пресс-службы завода ZIL Nova, за два года было выкуплено и смонтировано 60 % оборудования росс
ЗИЛ-130
ЗИЛ-130

ЗИЛ-130 — один из самых массовых грузовиков СССР

Серийное производство ЗИЛ-130 началось в 1962 году, а завершилось в 2014 году на Уральском автомоторном заводе. Эта машина стала эпохальной как для завода, так и для всей страны.

По тем временам грузовик получился новаторским и комфортным. Он был оснащён гидроусилителем руля и пятиступенчатой коробкой передач с синхронизаторами всех скоростей, кроме первой. Вторая передача позволяла автомобилю трогаться спокойно, а первая использовалась для бездорожья или очень крутых подъёмов.

Водители ценили ЗИЛ-130 за надёжность, прочность и простоту обслуживания.

Водители ЗИЛ-130
Водители ЗИЛ-130

В этом статье мы развенчаем мифы о ЗИЛ-130.

Один из мифов гласит, что в конце июня в мексиканском городе Пуэнте-де-Истла начал работу новый автозавод под названием ZIL Nova. Он выпускает различные грузовики и седельные тягачи ЗИЛ. Технологическая оснастка для них была куплена в Москве. По сообщению пресс-службы завода ZIL Nova, за два года было выкуплено и смонтировано 60 % оборудования российского автозавода.

Завод планирует выпускать 30–35 % от максимального объёма производства автомобилей, который был возможен на ЗИЛе. Этого должно быть достаточно, по мнению мексиканских специалистов.

Завод планирует выпускать 30–35 %
Завод планирует выпускать 30–35 %

Однако ZIL Nova 130 будет представлять собой не точную копию модели ЗИЛ-130, а её модернизированную дизельную версию. Вся информация о выпуске новых грузовиков ЗИЛ в Мексике оказалась чьей-то злой шуткой. Её опубликовали в сатирическом издании «Панорама».

Все материалы на этом веб-ресурсе представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются настоящими новостями. Тем не менее люди распространили эту непроверенную информацию.

ЗиЛ
ЗиЛ

Второй миф касается дизайна грузовика. Утверждается, что он был полностью скопирован с американского грузовика Ford F600. Конечно, между этими автомобилями есть визуальное сходство.

Однако глупо утверждать, что грузовик был полностью скопирован с американского. Ведь американцы долгое время задавали тенденции в автомобильной моде. Многие мировые автопроизводители обращались к американской стилистике. В этом нет ничего криминального, и американцы особо не переживали по этому поводу.

Приведу пример: на рубеже XIX–XX веков законодателями автомобильной моды были французы.

ЗИЛ-130 и Ford F600
ЗИЛ-130 и Ford F600

Третий миф гласит, что ЗИЛ-130 красили в синий цвет, чтобы показать миролюбивые намерения Советского Союза. Якобы такое указание поступило от правительства Никиты Хрущёва.

Логическое объяснение этому заключается в том, что производство синей краски было выгодным с финансовой точки зрения. Дело в том, что такие оттенки требуют меньше пигмента, а значит, массовое производство автомобилей становилось более экономичным.

Именно поэтому в СССР синюю краску производили в больших количествах. Например, в синий цвет окрашивали помещения школ и государственных учреждений.

Никита Хрущёв
Никита Хрущёв

Четвёртый миф утверждает, что у ЗИЛ-130 никогда не было своего дизельного двигателя. На самом деле работы над созданием дизеля для ЗИЛа начались в 1958 году и проводились совместно с другими предприятиями.

Двигатель получил индекс ЗИЛ-136. Это был восьмицилиндровый дизельный двигатель объёмом 6 литров с необычным расположением цилиндров и вихрекамерным смесеобразованием. Мощность двигателя составляла 125 лошадиных сил при 2800 оборотах в минуту.

Поскольку двигатель был создан на основе бензинового ЗИЛ-130, в его конструкции использовали множество деталей и узлов бензинового предшественника. Среди них были масляный насос, распределительный вал, коромысло клапанов, шестерни привода газораспределения, маховик, масляный картер и другие элементы.

Двигатель
Двигатель

Более нагруженные детали были соответствующим образом изменены. Блок цилиндров был усилен с помощью оребрения и стяжных болтов крышек коренных подшипников. При этом диаметры отверстий под коленчатый вал и посадочные места под гильзы цилиндров остались прежними, что позволило использовать для обработки блока цилиндров существующие автоматические линии.

Почему-то двигатель не стали запускать в серийное производство, однако наработки, полученные в процессе его создания, позже были использованы при разработке дизельного двигателя ZIL 645.

Серийное производство
Серийное производство

Пятый миф касается качества экспортных грузовиков. Считается, что они были лучше тех, что поставлялись на внутренний рынок. На самом деле отличия между ними обусловлены климатическими условиями регионов, куда направлялись экспортные грузовики. Их дорабатывали с учётом особенностей эксплуатации.

Что касается установки дизеля и других дополнительных опций, этим занимались дилеры, и к заводу это не имело отношения.

А теперь вопрос для тех, кто дочитал до конца: где в двигателе ZIL-130 стоят деревянные детали? Свои предположения оставляйте в комментариях