Давайте вспомним грузовики, которые вызывали восхищение у водителей и пешеходов. КрАЗ-255Б — это мощная, большая и сильная машина. Такие тяжёлые и мощные грузовики производил Кременчугский автомобильный завод, одно из самых крупных предприятий.
Эти грузовики стали известны благодаря предприятию. Модель КрАЗ-255Б разработали по заказу Министерства обороны. Её создали для перевозки людей и грузов по дорогам и бездорожью. Этот гигант появился в 1967 году. Он удивлял своими размерами и вызывал уважение. У него было несколько прозвищ.
Водители называли его «лаптёжник». Больше всего таких машин выпустили в 1978–1987 годах, когда с конвейера ежегодно сходило 7,5–8 тысяч единиц техники. Внешне новинка мало отличалась от своего предшественника КрАЗ-214Б, но внимание привлекали её широкие шины, похожие на «лапти».
Откуда взялось прозвище «Лаптёжник»?
За годы использования КрАЗ-255 получил несколько прозвищ: «Лаптёжник», «Лапотник» и «Лапоть». Эти прозвища автомобиль получил, во-первых, за внешнее сходство с лаптями, а во-вторых, за то, что в нём одной из первых в стране появилась система подкачки шин, которая позволяла менять давление в колёсах, не покидая машину.
У «Лаптёжника» было ещё одно ласковое прозвище — «Людоед». Оно связано со старым советским анекдотом про КрАЗ-255. Русскому дали Татру, а чеху — КрАЗ. Через год Татра сломалась, чех умер в тот же год. Смысл в том, что модель 255 была настолько надёжной и выносливой, что часто служила дольше своих владельцев. В результате некоторым водителям за время службы приходилось менять кабину два-три раза
Осложнялась ситуация тем, что управлять 255-м было действительно сложно. Из-за чего некоторые шоферы подшучивали, что за работу на лапотнике было бы неплохо доплачивать за вредность. Как рассказывал мой старый знакомый шофер Краза, почему еще людоеда называли КРАЗ-255, он пытался» скушать» своего водителя. Капот на нем не ставился на упор, а откидывался на рамку лобового стекла.
Из-за сильного ветра капот мог откинуться назад и упасть на спину водителя, который в этот момент находился под капотом. В это сложно поверить, но так говорят и так бывает.
Те, кто работал на КРАЗе, пожалуйста, расскажите в комментариях, как всё было на самом деле. Очень интересно узнать подробности.
Первые опытные образцы КРАЗ-255 выпустили ещё в 1963 году.
По сравнению с предшественником КРАЗ-214, эти грузовики оснащались экспериментальным двигателем ЯМЗ-238 мощностью 215 лошадиных сил. На серийных автомобилях с буквой «В» в индексе устанавливались двигатели мощностью уже 240 лошадиных сил, которые отличались улучшенной экономичностью.
КРАЗ-255Б также получил 5-ступенчатую коробку передач ЯМЗ-236Н со всеми синхронизированными передачами, кроме первой. Кроме того, автомобиль был оснащён гидроусилителем руля и централизованной системой подкачки шин.
Машина отличалась бездисковыми колёсами от МАЗа и широкопрофильными шинами. Внешне грузовик выглядит угловатым, на решётке радиатора установлена защита. Под днищем автомобиля видны унифицированные мосты. Если посмотреть на колёса, становится понятно, что на них можно проехать по любому болоту.
Под огромным капотом установлен мощный дизельный V-образный двигатель ЯМЗ-238 из чугуна. Его объём составляет 15 литров, а мощность — 240 лошадиных сил. Расход топлива довольно большой — 40 литров на 100 километров. Почти как у танка.
Этот грузовик производился с 1967 по 1994 год. Его отличительной чертой была трёхместная кабина из металлического каркаса, обшитая досками и металлическими листами. Поэтому грузовик прозвали «деревянным». За кабиной находилось запасное колесо. Тяжёлый грузовик КРАЗ-255 комплектовался широкопрофильными шинами на бездисковых ободах с центральной подкачкой.
Однако у таких шин был недостаток — автомобиль боялся колеи. Стоит заметить, что на дорогах общего пользования на этом автомобиле ездить нельзя, поскольку он на 10 см шире допустимой нормы.
Фары этого автомобиля изначально располагались на крыльях, но в последние годы производства их перенесли на бампер. Поворотники с подфарниками также разместили в бампере. Эти автомобили использовались в очень тяжёлых условиях.
Их применяли как транспортёры, поэтому на них устанавливали лебёдки с 12-тонным усилием и тросом длиной 50 метров. Для нужд армии производились экскаваторы, понтонные мосты, топливозаправщики, тягачи, самосвалы, краны и другая техника. Кроме того, КРАЗ-255 экспортировался в страны Восточного блока и Южной Америки.
Внутри кабины грузовика «Гигант» находится большой руль, манометр и спидометр, а на полу — рычаг коробки передач с пятью ступенями и ручки раздатки тормозов.
У грузовика есть три вида тормозов: ножной, ручной и моторный тормоз-замедлитель с пневмоприводом компрессионного типа.
В 1979 году выпустили модель КРАЗ-255 с индексом Б1. Её легко узнать по внешнему виду: фары и указатели поворотов встроены в металлические короба на крыльях. Главное отличие внутри — раздельный двухконтурный привод пневматических тормозов.
Снаряжённая масса модели КРАЗ-255B — 11,6 тонн, модели АБ1 — 11,95 тонн. При этом полная масса у обеих моделей одинаковая — 19,5 тонн. Максимальная скорость — 70 км/ч. Грузовик может преодолеть подъём с крутизной до 30 градусов и брод глубиной 1 метр.
Кроме того, КРАЗ мог буксировать прицепы общей массой до 10 тонн по бездорожью и до 30 тонн по шоссе.
Выпускались различные модификации КРАЗ, обозначенные буквами В, Д и Л. Буква В означала седельный тягач, Д — тягач для работы с полуприцепом ММЗ, а Л — лесовоз. Этот автомобиль использовался в народном хозяйстве как эвакуатор для сломанной техники, автокран и самосвал.
КРАЗ-255 оставил свой след в истории, и его до сих пор используют не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако эта машина уже сильно устарела. Ходила легенда, что немцы, покупая КРАЗы-255, модифицировали их: в задней части кабины устанавливали дополнительные стёкла для улучшения обзора. Предпринимались попытки серьёзно модернизировать машину, но только в России вместо деревянной кабины устанавливали металлическую от Урала.
Было выпущено несколько экземпляров этой машины, но до серийного производства дело так и не дошло.
Когда управляешь этим монстром, испытываешь необычные ощущения. Весит этот гигант 12 тонн и, можете мне поверить, способен на многое. Тормозить на этом грузовике нужно очень аккуратно, потому что педаль имеет два положения: 1 и 0.
Выпуск КРАЗов прекратился в 1994 году. Завод переживал трудные времена, связанные с перестройкой. Но я хочу вам сказать, что предприятие выжило и продолжает выпускать достойных преемников этого могучего гиганта.
Говорят, что КРАЗ-255 мог валить деревья — лиственницу со стволом до 50 см. Вот каким мощным и суровым был этот автомобиль. Все три моста КРАЗ-255 были ведущими и полностью взаимозаменяемыми по запчастям. Выпуск КРАЗ-255 продолжался до 1994 года.
В Советском Союзе этот автомобиль использовался не только как грузовик, но и как платформа для установки различного спецоборудования. Всего было создано 19 моделей грузовиков и специальной техники на базе КРАС-255.
КРАЗ-255Б — это легендарная и надёжная машина, но у неё были недостатки, из-за которых водители не могли долго на ней работать.
Одна из неприятных особенностей — тряска и вибрация в кабине с деревянным каркасом, которые со временем могли вызвать проблемы с поясницей и суставами. Кроме того, КРАЗ-255 не очень подходил для зимней эксплуатации из-за неудобства, но это не беспокоило водителей.
Ещё один минус этого гиганта — отсутствие мощного каркаса безопасности. Это могло привести к травмам водителя при опрокидывании, но в целом это была отличная рабочая лошадка.
Работа водителя грузовика сопряжена с определёнными недостатками, среди которых — необходимость навыков экстремального вождения и значительные физические нагрузки на руки водителя. Несмотря на наличие гидроусилителя руля, профессия водителя в целом негативно сказывается на здоровье, независимо от того, идёт ли речь об американских фурах или отечественных самосвалах.
На такие машины, как КРАЗ, обычно сажали молодых людей, недавно отслуживших в армии. В молодом возрасте легче переносить усталость.
Грузовики-гиганты хорошо показали себя в условиях бездорожья. Они способны преодолевать любые преграды и оставлять позади другие отечественные и зарубежные грузовики. Сегодня эти машины продолжают активно использоваться в армии, в основном в инженерных частях, в качестве транспорта для перевозки тяжёлой техники и оборудования, а также для укладки мостов.
Комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь