Найти в Дзене
ABW

Интервью с организатором «Моторшоу»

Оглавление

«Моторшоу» возвращается: уже завтра в Футбольном манеже пройдет открытие возрожденной выставки. Зачем ее решили вернуть? Почему нужно свыкнуться с большим количеством «китайцев»? Об этом и не только ABW пообщался с Дмитрием Яротой, директором ООО «Ремарк» и членом правления БАА.

«Сейчас 99% новых автомобилей – это китайские бренды»

– «Моторшоу» – бренд настолько легендарный, что воспринимается, как история из детства. Почему решили вернуть эту выставку?

– Сейчас много кто говорит, что с детства ходил на «Моторшоу». Дети превращаются во взрослых, начинают интересоваться новыми машинами, и к этой истории надо очень бережно относиться.

Последняя выставка на сегодня была в 2013 году. Многое с той поры ушло в интернет, даже мировые презентации и выставки. Немало разговоров ходит – мол, зачем это нужно. Собственно говоря, прошло 11 лет и выросло целое поколение маркетологов, которые не работали в таком формате. В прошлом году была первая попытка вернуть этот метод. Мы посчитали уместным дать людям сигнал, что новые машины здесь, специально собраны на одной площадке.

-2

– В прошлом году под репортажем с «АвтоЭкспо» были комментарии в стиле «так там одни «китайцы», что смотреть».

– Ситуация на автомобильном рынке поменялась. Конечно, можно бойкотировать то, что все продают сейчас, и то, что ездит по улицам. Но если сейчас 99% новых автомобилей – это китайские бренды, и людям надо покупать машины – что тогда?

В Европе и вообще во всем мире в выставках участвуют сами заводы. У нас есть BELGEE. Но, по сути, на выставке работают дилеры, которые хотят показать и продать машины. Конечно, они тоже, как и везде, хотят чем-то удивить, поразить какой-то новинкой.

– Чем возрожденное «Моторшоу» будет отличаться от прошлогоднего «АвтоЭКСПО»?

– Вообще «АвтоЭКСПО» должен был пройти совершенно в другом формате, без стендов. Мы сперва даже не представляли, сколько машин есть! Когда поняли, решили полностью заполнять Футбольный манеж, и это начало напоминать «Моторшоу».

Второй момент – это то, что на стендах шли презентации. Сувениры, подарки, розыгрыши – в прошлом году успели как-то частично захватить это. Не скажу, что в этом году идет прямо строительство стендов. Раньше привозили заводские стенды, условно говоря, была поддержка заводов. Сейчас, когда дилеры все делают в одиночку, они очень аккуратно обращаются с инвестициями.

-3

В этом году надеемся, что наши участники более качественно подготовятся к демонстрации себя, но со своей стороны мы тоже там нашли пару фишек, которые, надеюсь, очень порадуют посетителей. К примеру, мы разыграем автомобиль, а еще впервые будет розыгрыш игровой приставки среди детских билетов, и это помимо всяких квестов. Что важно: выставка будет работать до 21:00. Все-таки «Моторшоу» ориентировано на комфортное посещение.

– На «Моторшоу» приходят не только те, кто хочет сравнить новые машины в одном месте и что-то купить, но и просто интересующиеся, и даже дети. Как относитесь к такой публике?

– Понятно, что не все приходят купить автомобиль. Но помню разговор с одним из тележурналистов. Он говорил, что ребенком побывал на «Моторшоу», и его пустили посидеть в Skoda. И потом, когда он выбирал первую машину, это была именно Skoda – то есть он настолько был впечатлен, как к нему тогда отнеслись.

-4

Мы же не поставим на входе детектор – «я никогда не куплю машину». Опять же, пример: приходит семейная пара. Они, может, и не думают о покупке новой машины. Но на выставке они посмотрят на автомобили, посидят в салоне, ощутят запах новой машины, увидят какое-то финансовое предложение – и задумаются. То есть «Моторшоу» меняет сознание, зарождает «хотелку».

«Из каждого угла постоянно кто-то ревел в микрофон»

– Помните, как продвигали первое «Моторшоу»?

– Дело было в 2001-м. Чтобы прорекламировать выставку, мы скупили все растяжки над проспектом. Сейчас так не сделаешь, это запрещено. Мы использовали все возможные инструменты. Например, взаимодействовали с радиостанциями. Диджеи каждый день озвучивали так называемые читалки, в которых говорилось, что будет на выставке и сколько дней осталось до открытия «Моторшоу».

-5

Сейчас все развилось, но стало как-то грубее, что ли. Ушли те возможности, но я не жалуюсь. Плюс тогда не было интернета. С одной стороны, это огромная ниша для продвижения, но нужно понимать, как распределять бюджет и что правильно создавать.

В городе сейчас безумное количество рекламы разных брендов и услуг. Раньше кроме рекламы «Моторшоу» можно было ничего другого и не увидеть, а сейчас множество других предложений – и даже если поставить 50 билбордов выставки, они все равно сольются с общим фоном.

Мы организовывали «Моторшоу» в Уручье. На первых порах было сумасшествие: все кричали, дилеры спорили, где кто хочет разместить стенд. А во время первого «Моторшоу» постоянно из каждого угла кто-то ревел в микрофон! Пришлось вводить правила, которые действуют до сих пор.

– «Моторшоу» после 2013 года стало на паузу. В 2018-м была попытка реинкарнации в формате выставки «Время кроссоверов», которая вышла весьма неоднозначной.

– Во-первых, там была маленькая площадочка. И что такое кроссоверы? Сейчас для нас это как само собой разумеющееся, их покупают чаще, чем седаны. А тогда это был перелом на рынке, я предложил формат, который финансово мог бы сработать.

Вообще в выставочном деле есть такая история: когда устраиваешь новую выставку, то нужно 5 лет, чтобы выйти на определенный уровень. В первый год идеально сильно не «заминусоваться», а потом выставку надо раскручивать. Мы попробовали «Время кроссоверов» в 2018-м, а затем случилась просадка по бизнесу у дилеров. Это всегда очень сильно сказывается.

«Идея ё-мобиля очень быстро пошла не туда»

– Для вас лично «Моторшоу» – это бизнес, праздник или еще что-то?

– Это, конечно, дело жизни и праздник. Апофеозом стала выставка в 2013 году, которая проходила в «Минск-Арене». Площадь та же, но за счет трибун появляется своя специфика: заходишь сверху и сразу видишь всю экспозицию. Смотрелось просто «вау»! Казалось, что сделал что-то фантастическое, просто скачок в небеса.

Для дилера выставка – это всегда задача продать автомобили. Но на любом автошоу проходит обмен энергией, постоянное общение. В конце дня вы можете быть опустошены, но это такая очень позитивная опустошенность, именно от того, что стараешься решить вопросы и задачи каждого.

-6

– Проведение «Моторшоу» – это в какой-то степени тоже автомобильный бизнес. Как вы попали в это дело?

– После университета работал в рекламном отделе газеты «Белорусский рынок». У нас было новшество: мы начали формировать сводные таблицы по продаже компьютеров и стали заниматься рекламой как таковой. И вот именно в это время, занимаясь рекламой, я познакомился с Геной Лашковым, литовцем, он в Беларуси продавал машины. У него возникла идея: мол, давайте сделаем выставку, я вам машин нагоню, а вы их прорекламируете. И вот так я соединился с этой темой с 1992 года и больше не выхожу из нее.

А еще в детстве я мечтал быть водителем такси, потому что очень хотелось водить машину. Вроде бы идешь на работу, а тебе там дают управлять автомобилем! Но жизнь распорядилась таким образом, и я ей благодарен.

– Кстати, а какая машина у вас была первой?

– Это был новый автомобиль, Peugeot 605. Сейчас я езжу на Land Rover Discovery. Цепочка моих автомобилей прошла полный путь до Bentley Bentayga, но потом ее «замечательный» коронавирус перемолол.

– Вы успели поучаствовать не только в выставочном деле, но и в пиаре небезызвестного ё-мобиля. По прошествии стольких лет есть понимание, почему этот проект не взлетел?

– Были разные персонажи и люди, которые вели этот проект. Андрей Бирюков являлся паровозом, который это тянул. Он нашел подход к Михаилу Прохорову. Первая идея, которая была ему подана, – это изготовление простого автомобиля. Причем первые скетчи, которые туда повезли, напоминают нынешние машины на искусственном интеллекте, у которых не разберешь, где передняя часть, а где задняя.

Вся машина была концептуально построена на удешевлении. И эта идея Михаилу Прохорову понравилась. Пошел этот «движ» с минскими ребятами, родился бренд. Но идея очень быстро пошла не туда. Простоту попытались превратить в суперинновационность. Ё-мобили были как современные последовательные гибриды – заливаешь бензин, а едешь на электромоторах.

Помню, Анатолий Чубайс на презентации подошел и говорит: «Слушайте, у вас тут инновации на инновациях и инновациями погоняют. Когда их как бутерброд налеплено, то ничего не получится». И он как в воду глядел, собственно говоря. Потом, когда пошли испытания на полигоне, оказалось, что расчеты оказались не совсем такими, как было задумано.

-7

Идея была прекрасной, но родился совсем не тот продукт. Хотя для меня это был огромный опыт, очень было интересно в нем работать: Москва, пресс-конференции, презентации, экономические форумы, первым лицам возились эти машины, по городам России ездили…

«Сейчас «серых» дилеров стало огромное количество»

– Возвращаемся к нашим реалиям. Нынешний рынок новых машин в Беларуси – это Geely/BELGEE против остальных?

– С одной стороны, есть такое мнение, хотя надо понимать, что в прошлом году доля BELGEE была под 80%, а сейчас на уровне 50%. Однако в количественном выражении BELGEE продает больше, чем в прошлом году.

За прошлые годы никогда такого не было, чтобы каждый новый месяц продавалось больше, чем в предыдущий. BELGEE – молодцы, возможно, им где-то легче, чем-то остальным брендам. Но у нас и другие марки сборки придумывали, и что-то ничего не получалось...

-8

Наш рынок – это, с одной стороны напряженно, но есть и элемент дружественности, насколько она может присутствовать. Все работают вместе, обсуждают вопросы, в том числе BELGEE как член БАА.

– Часто упрекают, что сейчас среди новых машин продается один «китай». Это данность, к которой нужно привыкнуть?

– Однозначно. Людям, которым сейчас надо купить новую машину, вообще не надо париться. Понятно, что раньше мы ездили на тех машинах, а потом произошла пертурбация и стали ездить на этих. Но ведь европейские, корейские и японские автопроизводители с нашими дилерами и импортерами в большей своей части как были в хороших отношениях, так и остаются. Просто они вынуждены следовать санкциям. Но когда-нибудь их снимут, и произойдет перезагрузка.

Другое дело, что к тому моменту рынок займут китайские бренды. Будет интересно посмотреть, с какими ценами «старые игроки» зайдут сюда и каково им придется.

– Белорусы уже свыклись с новыми китайскими машинами?

– Стереотипов хватает. Но люди смотрят друг на друга. Может, сосед и умолчит, что в его «китайце» что-то скрипит, скажет, что все нормально, отлично и он наслаждается. Вообще позитива хватает, как, думаю, хватает и негатива. Но и с новым немецким «премиумом» тоже можно было хапнуть проблем, и там бывало даже больнее, учитывая стоимость машин и обслуживания. Думаю, еще год-два пройдет, и люди привыкнут к «китайцам».

– Еще пару лет назад было заметно, что 140-й указ – это больная тема для БАА и дилеров. Сейчас, с учетом проблем с пригоном машин, проблема уже не так актуальна?

– Ситуация все равно для дилеров непонятна, им бы хотелось честного рынка. Если 140-й указ рассчитан на помощь инвалидам, многодетным семьям, то нужно, чтобы это реально так и было.

Сейчас же движение на Россию уменьшилось, потому что там ввели свои ограничения. Возможно, белорусским дилерам от этого не так больно, как раньше. Но хочется большей четкости формулировок в указе.

– Интересно, что нынешняя ситуация на рынке возвращает забытые термины. Например, «серые» дилеры.

– Сейчас «серых» дилеров стало огромное количество, точнее компаний, которые готовы пригнать автомобили. Конечно же, хватает разных историй, и сейчас известно, что идут суды по неправильной растаможке. Простому гражданину в это очень сложно вникнуть.

Многие «серые» дилеры пытаются заключать контракты, «отбеливать» себя. Это так. Да, иногда это контракты с каким-нибудь дистрибьютором из России или откуда-то еще. Но это раньше красиво было, мол, у тебя контракт с заводом, все хорошо. А теперь и у официалов-то иногда контракты просто с российским или каким-то другим дистрибьютором.

– Что сейчас происходит на рынке электромобилей и что с ними будет?

– Мое мнение: когда снимут льготу, «электричек» перестанут покупать в таком количестве. Сейчас их берут «на движе», на них маленькая цена. Конечно, если есть частный дом, то вопросов нет, тем более если машина куплена официально и есть сервис.

-9

Но прибавим на электромобиль 50% стоимости и все сразу же встанет на место, все опять кинутся на авто с ДВС. Электромобиль станет дорогой игрушкой.

Еще есть подводные камни, которые никто не исследовал. Электромоторы – это электромагнитное излучение. Достаточно ли в нынешних машинах защиты от него? Об этом пока никто не задумывается.

– Идеальная машина для белорусов на сегодня?

– Дизельная! Как всегда говорит мой друг, а дизель есть?

Я когда-то сам ездил только на бензиновых автомобилях, для меня дизель был презрительной историей. Но в начале 2000-х в моей жизни появилась четырехлитровая дизельная Audi. Дизель не было слышно, а та тяга, которую он давал, и тот расход… Заправлялся не раз в неделю, а раз в две.

Когда мы устраиваем голосование за «Автомобиль мечты» на «Моторшоу», то всегда выигрывает какой-нибудь премиум. Но кто бы за что ни проголосовал, а сядет он или она в свою машину. Например, если у тебя семья, то будешь искать какой-то минивэн или похожие машины. Но вот почему-то эта история – «а есть ли дизель, а бывает ли дизель?» – этот вопрос остается до сих пор.

]]>