Удивительно, но факт. Внедорожный минивэн УАЗ-3962 из бензиновой версии превратился в чистую электричку, причем российского производства. Пока что «на кону» в Авито единственный экземпляр электроавтобуса, собранный на мощностях «Элькафа». Это крымская компания, попытавшаяся самостоятельно наладить переделку Буханок в электромобили.
Что в результате получилось – можно увидеть на фотографии
Первое, что бросается в глаза –жизнерадостная расцветка кузова и салон в черно-оранжевых цветах. У Электробуханки места на 7 пассажиров с учетом сидения рядом с водителем. То есть за пределы категории не вышли. Судя по описанию, серьезная переделка машины коснулась только силовой установки. Понижайка и подключаемый передний привод остались без изменений.
Но все равно, зарегистрировать электрическую Буханку, получить сертификат, ПТС и номерные знаки будет непросто. Поэтому создатели машины утверждают, что машину будут использовать за пределами дорог общего пользования. Скорее всего, для доставки сотрудников на территории заказников и заповедников или экотуризма. Злые языки уже назвали электрическую буханку лучшим авто для скрытой охоты на крупного зверя. Ни шума, ни запаха электрокар не издает. Хотя с таким же успехом машину можно использовать весной для работы в период гнездования птиц и появления потомства у диких животных.
Что касается силовой установки
В качестве силовой установки используется электромотор на 104 кВт (204 Н*м) и батарея Li-Ion отечественного производства. Ее кстати делают в Липецке по специальной схеме. То есть при необходимости аккумулятор можно отключить и снять с машины. То есть модуль можно перенести в палатку или жилой домик и использовать в качестве источника энергии. А еще подобная схема позволяет ремонтировать Буханку, менять батарею без выезда на предприятие-изготовитель машины.
Здесь же рядом с батареей располагается блок управления, сделанный одним из предприятий Сколково, в Подмосковье. Батарея ко всему обеспечивает работу отопителя салона в течение трех суток. На зарядку аккумулятора Буханки от обычной сети 220 В уходит почти 12 ч, при использовании трехфазной станции полный заряд можно получить за 4 ч.
Конструкция и динамика
Никаких изменений в конструкцию электроминивэна не вносили. Машина осталась по-прежнему высокой и неудобной для посадки пассажиров в салон. Все остальное, включая свет, тормоза, и прочие системы безопасности остались без изменений. Была лишь доработана и усилена подвеска Буханки. Это и понятно, вес машины существенно вырос, а центр тяжести из-за батареи сместился ближе к заднему мосту. На месте прежнего бензинового ЗМЗ-4091 (112 л.с.) смонтирован электродвигатель, сделанный в Воронеже. Он находится довольно высоко над уровнем грунта (как и батарея), поэтому желающие могут попробовать проехать брод глубиной до 60 см.
Замена ДВС на электромотор никак не повлияла на динамику движения электрического УАЗика. Разница в мощности невелика, поэтому переделывать и усиливать понижайку или коробку нет смысла. С бензиновым ДВС Буханка развивала до 120 км/ч, с электрическим приводом максимально может развить 80 км/ч, но динамика разгона улучшилась незначительно. В умеренном режиме машина может проехать до 200 км.
Сборка, планы и мнения
Предприятие «Эльтавр», разработчик и производитель «ЭлектроБуханки» планирует сборку машин небольшими партиями, по мере поступления заказов. Интересно, что в качестве базы используется не новые УАЗ-3962, а машины с пробегом, но в рабочем состоянии. То есть такую машину можно купить примерно за половину цены или 700-800 тыс. руб. В то же время первый экземпляр ЭлектроБуханки выставлен на продажу по цене 2,9 млн. руб.
Немало экспертов отнеслось скептически к возможностям машины. В то же время даже поверхностный расчет показывает, что эксплуатация электрической Буханки быстро окупит затраты. Например, машину можно использовать для доставки в зимнее время товаров и продуктов. Стоимость пробега 100 км на электротяге составляет всего 110 руб., тогда как бензиновая машина на той же дистанции обошлась бы в 650-660 руб. И еще одно - ресурс батарей и мотора составляет 700 тыс. км. То есть при наличии одной или двух сменных батарей машину можно эксплуатировать по 10-12 ч в сутки или не менее 1000 км пробега.
Как бы странно не выглядел проект организации доставки людей и грузов на Электробуханке, но для труднодоступных районов и в зимнее время эта схема выглядит гораздо более выгодной, чем покупка полноприводного Соболя или Газели. Тем более, у электрической Буханки сохраняется возможность включения полного привода и понижайки. Да и в плане проходимости электрический УАЗ-3962 куда лучше нижегородских машин.