Когда за плечами большой опыт работы, то неизбежно приходишь к сложным темам. Одной из таких тем является работа с травмой развития. Эта травма связана с негативным воздействием на человека в детстве, которое оставило неизгладимый след в его душе, уме, теле. Она возникает вследствие пренебрежения, депривации, жестокого обращения, грубого нарушения границ ребенка взрослыми. И человек может всю жизнь быть её заложником. Не всегда терапия может скорректировать травму, всё зависит от размера повреждения. Тем не менее, методов достаточно и специалисты делают всё, что возможно. Я в своей работе тоже. В большинстве случаев у меня получается эффективно помогать, но это настоящий процесс, а не мгновенный результат.
Буквально недавно работала с этой темой. Травма была связана с фигурой отца, который в детстве клиентки отличался эмоциональной холодностью и неспособностью дать эмоциональную и материальную поддержку. Абсолютно не опорная фигура для женщины. В этой травме был ресурс – женщина выросла очень ответственной и независимой, реализовала себя полностью, то есть, стала сама себе опорой. Но было одно но: она периодически падала в травму и цеплялась за мужчину, который поведением был похож на отца. В этой зависимости дама теряла себя, зацикливалась на человеке и пыталась всеми силами выбить из него тепло, которое он не мог дать. В этом невротическом стремлении, она начинала страдать и терять на время интерес к собственной жизни. Не жизнь, а качание на волнах. С одной стороны, яркие эмоции, а с другой – истощение и боль.
Женщина не раз пыталась вылечить травму, пробовала разные методы, но каждый помогал лишь отчасти. Рана уменьшалась до очередного эмоционального взрыва. Какое-то время она заключила, что в этом есть мазохистское удовольствие, но всё же удовольствия там было мало.
Ничего не оставалось, как очередной раз поисследовать эту тему, потому что запрос на спокойную и радостную жизнь оставался актуальным. Во время нашей работы, мы пришли к новому осознанию. Поделюсь.
Мы работали с мак «Огонь, мерцающий в сосуде», она решила довериться процессу и выбрала вслепую «наполнение» и «обрамление». У неё выпала карта со льдом и обрамление, похожее на квадратную рамку. И сразу пришла мысль - «обрамить лёд».
Дальше пошли ассоциации: обрамить кусок льда из прошлого, холодный опыт и не трогать его больше, принять отца как холодную фигуру. Женщина пыталась вспомнить хорошее, и даже вспомнила несколько моментов из детства, они были связаны с поездками и абсолютным доверием к отцу. И заключила, что он такой, какой есть, а эмоциональная холодность - это его травма, блок на эмоциональность, теперь уже личная особенность. Он любил ее, как мог, любил из собственного недостатка. Клиентка осознала, что, сколько бы она его не пыталась разогреть, заслужить нежность – это бесполезно, потому что он лёд, и не стоит на это тратить свои ресурсы. Она приняла, что дело не в ней, а в его личности и опыте, который он воспринимал в своей жизни.
После этого, женщина вспомнила про деда, который был воплощением мужественности, вспомнила, как бабушка говорила ей, чтобы она вела себя хорошо, чтобы дедушке не было за неё стыдно. Дед много с себя спрашивал, и очевидно, его сын – отец женщины, стал воплощением его тени. В теме с дедушкой, она решила проработать стыд, чтобы больше себя проявлять и чувствовать гармоничнее.
Когда клиентка поставила рядом фигуру отца и фигуру деда, то пришло осознание, что опиралась она всегда на двух мужчин, и каждый имел для неё свою ценность. Дед как воплощение нравственности, амбиций, долга, верности, самоотдачи, зависимости, а отец как воплощение равнодушия, одиночества, скупости, страха, несовершенства, уязвимости. Эти две фигуры объединяло трудолюбие, ответственность в работе, стремление выглядеть красиво, любовь к жене, спорту, огородничеству, собирательству, технике и творчеству.
Затем, мы поискали ресурсы для жизни в отрицательных (отвергаемых) качествах отца. Например, в скупости нашли возможность не отдавать своё, беречь нажитое. В социально одобряемых качествах - гипертрофированном чувстве долга и огромной самоотдаче поискали разумные границы, во всяком случае запустили этот процесс.
«Обрамить лёд и не трогать, и самой его проявлять там, где хочется, так будет спокойнее жить» - произнесла она в заключении.
Автор: Шамаева Любовь Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru