Найти тему

"Боинг" провалил надежды США, торпедировал план NASA и удружил SpaceX. "Груз 100", запузырили в Пояс Ван Аллена и другие напасти от НАСА

Все мы, к сожалению, знаем, что в современном мире означают термин "груз двести", "груз триста". Несколько лет назад в оборот вошёл "груз пятьсот" (отказники от участия в боевых действиях из числа военнослужащих). Ну, вот теперь мы дожили и до "Груза 100". Если вы не знаете, про кого речь, дадим подсказку:

Boeing Starliner CST-100

Этот новаторский космический корабль доставил в июне 2024 года двух бедолаг-астронавтов Бутча Уилмора и Суниту Уильямс на пару дней (точнее, на неделю), а вернуть их обратно НАСА тем же способом побоялась ввиду ненормальной работы двигателей ориентации "Старлайнера".

На бодрых рисунках американских производителей новейшие космические корабли пачками бороздят просторы Вселенной, А по факту...
На бодрых рисунках американских производителей новейшие космические корабли пачками бороздят просторы Вселенной, А по факту...

В сентябре многострадальный корабль, на удивление, смог вернуться на Землю (о его техническом состоянии и вероятных опасностях, которые грозили бы астронавтам, будь они на борту во время спуска, НАСА до сих пор помалкивает, делая вид, что изучает состояние спускаемого аппарата). Астронавты в виде "груза 100" торчат на околоземной орбите и вернутся, как вы знаете, предположительно весной'25. Если хотя бы там всё пойдет по плану, конечно.

Одновременно с этим "Боинг" завалил самые смелые надежды американского правительства и руководителей НАСА, которые предполагали не просто слезть с "русского батута" в виде космических кораблей "Союз", но и создать в своей астронавтике конкурентную среду в виде двух "ног" - Боинга и СпейсХ (другие транспортные системы, которые тоже получают финансирование от НАСА, типа корабля Orion, пока можно не учитывать ввиду их слабых результатов). Это дало бы американцам изобилие средств доставки в Космос и разумную конкуренцию, которая будет снижать цены на полёты.

Не получилось. После полёта Старлайнера пролёта со Старлайнером НАСА, скорее всего, откажется от не просто ненадёжного, а откровенно опасного детища Боинга. Никаких двух "космических ног" не выйдет, астронавтика станет одноногим пиратом Сильвером, а пиратский капитан Маск будет потрошить её любыми денежными запросами. И платить будут... потому что, ну в самом деле, не русским же эти деньги отдавать!

Сам Боинг, кстати, тоже одной ногой уже стоит в могиле. Во всяком случае, похоже на то. После постоянных провалов в авиационной сфере, получить прямые собственные убытки с проектом "Старлайнер" в размере 1,5 миллиарда долларов и суметь выкарабкаться - это надо ещё постараться. И это при условии, что добрая НАСА, покровительствующая десятками лет косячной корпорации "Боинг", не задумается о возврате 4,5 млрд, которые уже выплачены по этому проекту из госбюджета. Ведь корабль как бы есть, но по факту его как бы и нет. Кто скажет, что он существует, пусть первым сообщит об этом Суни и Батчу. Они порадуются.

В ситуации со SpaceX снова со стороны "Боинга" встаёт зловещий призрак. Нет, на первое время корпорация Илона Остаповича Маска будет торжествовать и закатывать каждый день праздничные вечеринки (возможно, они уже это делают - между двумя компаниями существует, как утверждают эксперты, откровенная ненависть). Всё-таки хороший конкурент - это усопший конкурент. Но это вначале.

А дальше почившие в бозе Старлайнер и его папа Боинг угробят и саму СпейсХ.

Дело именно в отсутствии конкуренции. Пока она существовала, хотя бы в виде работы над проектами, испытаний, доводки сырых проектов, корабль "Crew Dragon" вынужден был развиваться и улучшаться. Иначе его бы постигла судьба "Старлайнера". Но вот параллельного проекта нет либо он пробудет в анабиозе еще долгие годы (допустим, ребята из Боинга найдут еще пару новых миллиардов на доработку и им разрешат еще пару-тройку лет этой вознёй заниматься). Зачем совершенствовать? Зачем повышать надёжность? Ведь уже давно девиз всей американской астронавтики "И так сойдёт!".

Недавно мы обсуждали вопрос, как на Crew Dragon участники миссии (коммерческой, между прочим!) Polaris Dawn полетели в откровенно несерьёзных скафандрах, в которых они даже не вышли из корабля (хотя миссия позиционировалась именно с выходом в открытый Космос). И что? Да ничего. Как мог бы сказать Илон Остапович людям, заплатившим по 50 млн долларов, "других скафандеров у меня для вас нет". А может, и сказал, при личном общении с покупателями полёта. И - сожрали. И - заплатили. И - полетели. А то, насколько всё это на коленке разработанное оборудование безопасно, практично, удобно, предлагается не обсуждать.

Если кому-то из насафилов эти утверждения об опасности подхода SpaceX к отправке людей в космическое пространство не показались заслуживающими внимания, для тех кто думает, что в Америке всё по-прежнему окей и всё хорошо, прекрасная маркиза - вот простые и неопровержимые факты, насколько далеко всё зашло.

Выход в Космос миллиардера Айзекмана во время Polaris Dawn (точнее, псевдовыход, когда он по пояс высунулся из разгерметизированного корабля) и несколько минут делал вид, что ему очень интересно пялиться на теневую, а потому и невидимую сторону Земли, сопровождался следующими, нисколько не благоприятными для человека обстоятельствами:

  • Скафандр сильно раздулся и Айзекман застыл в явно неудобной позе с задранными вбок руками - а ведь в этой время в скафандре была среда чистого кислорода с давлением всего 0,3 земной и солнце не нагревало костюм, поэтому по-настоящему большое расширение у скафандеров SpaceX ещё впереди!
  • Псевдовыход происходил на орбите высотой 700 километров - а ведь с 640 км начинается Пояс Ван Аллена, зона заряженных частиц (электроны) и даже античастиц (что стало известно только в 2013 году), с вредным для человека радиационным фоном.

На высотах, характерных для Пояса Ван Аллена (физик Джеймс Ван Аллен из Университета Айовы, его исследования были позднее подтверждены советскими аппаратами "Спутник-2" и "Луна-1"), экипаж Polaris Dawn находился достаточно долгое время, ведь первоначальная целевая орбита достигала даже 1.400 км. И если насароги любят рассказывать, что миссии лунных "Аполлонов" проходили через пояс в течение короткого времени (считанные минуты) и при этом всё равно астронавты набрали, по официальным данным, до 10-11 мЗв за полёт (при максимально разрешённой дозе в 50 мЗв/год), то сколько же набрал сейчас экипаж "Поларис Доун", который мог находиться выше опасной черты (640 км) сутки и более?

Ещё одна бодрая американская графика показывает выход в Космос, которого по факту не получилось
Ещё одна бодрая американская графика показывает выход в Космос, которого по факту не получилось

Кстати, советский космонавт Алексей Архипович Леонов в своих мемуарах ("Время Первых. Судьба моя - я сам...", 2017) называет опасной зоной уже орбиту в 500 (!) км, это сказано в части книги, касающейся знаменитого полёта корабля "Восход-2" (1965 год):

Вот нас «запузырили» вместо одной орбиты [примерно 350 км - РС] на высоту 495 километров. А 500 километров – это первый радиационный слой, там 500 рентген. Это две минуты, и ты закончился. Пять километров всего отделяло. Минимальная солнечная активность. А он дышит, этот слой радиации. Нахватались бы – все, это смертельная доза… Короче, если бы на Солнце были вспышки, то этот слой опустился бы на пять-десять километров, и тогда меня бы уже не было. Ведь первые скафандры не защищали от радиации.

А теперь миллиардера Айзекмана и трёх остальных членов экипажа НАСА и СпейсХ "запузырили" на 1.400 км, со снижением до 700... У них там по девять жизней, как у кошек, что ли?

-3
  • Наконец, все эти манёвры корабля Crew Dragon Polaris Dawn с четырьмя камикадзе коммерческими астронавтами на высоких орбитах с опасным радиационным фоном происходили 12 сентября 2024 - в день, когда наблюдалась очень высокая солнечная активность. За сутки Солнце одарило нас 15 вспышками, из них три - класс С и одна - класса Х!

Разумеется, в Америке таким мелочам, которые мы тут перемыли в данной статье, внимания никто не придаёт. Наоборот, можно будет сказать в пресс-релизе об очередном космическом (во всех смыслах) апофеозе успеха. Можно даже считать, что экипажу космических туристов в лице предпринимателя Джареда Айзекмана, подполковника ВВС США в отставке Скотта Потита и инженеров SpaceX Сары Джиллис и Анны Менон жутко повезло и они только улучшили своё здоровье от знакомства с Х-вспышкой и прочими напастями приключениями. Однако мы-то с вами посмотрим, сколько после этой миссии проживут уважаемые космотуристы.

А вы бы хотели оказаться на их месте?..

Алексей Королёв, историк космонавтики

САЙТ /// ВКОНТАКТЕ /// ТЕЛЕГРАМ /// ЮТУБ /// РУТУБ

Картинки на тему Космоса у НАСА и аффилированных компаний получаются всё лучше и лучше. А вот с матчастью - наоборот. И ведь сколько денег вбухано! Но оказалось, что миллиарды в космических технологиях мало что решают. Нужен ещё и талант, и энтузиазм...
Картинки на тему Космоса у НАСА и аффилированных компаний получаются всё лучше и лучше. А вот с матчастью - наоборот. И ведь сколько денег вбухано! Но оказалось, что миллиарды в космических технологиях мало что решают. Нужен ещё и талант, и энтузиазм...