Во времена СССР было не так много типов кузовов автомобилей. В основном, выпускались седаны и универсалы. Последние, конечно, были вместительные, и предназначены для перевозки крупногабаритных предметов. Туда и длинная бытовая техника поместится, и строительные материалы и много чего из кладовки. В этом отношении седан проигрывал.
Также, во время длительных путешествий, можно было разложиться на ночлег в универсале. Плюсы, разумеется, очевидны, однако приобрести в личное пользование такую машину было крайне сложно.
Все дело в том, что автомобили в таком кузове были дефицитными. Кроме того, наладить серийную сборку новой модели автомобиля не так то и просто, особенно для автомобильного предприятия, находящегося в кризисе. Можно сделать предсерийный экземпляр, но выпускать машину на потоке – совсем другое дело. Не стоит забывать и про то, что политический курс государства не был направлен на то, чтобы развивать частное хозяйство. Из этого следует, что и более вместительные автомобили для частных пользователей были не нужны. Скорее такие автомобили пригодились бы для промышленных предприятий, но не для тех, кто использовал бы их для занятия спекуляцией.
Разумеется, в производственной линейке заводов присутствовали автомобили в кузове универсал. К сожалению, те же Москвичи-фургоны моделей 400-422 были недоступны для приобретения простыми гражданами. Были единичные экземпляры, но почти всегда в плачевном состоянии. Предприятия эти машины списывали, а частные лица выкупали. Бывало и такое, что кулибины умудрялись переделывать седаны в универсалы. Эстетики никакой, но граждане были рады.
В современное время автомобили в кузове универсал не пользуются большим спросом, просто потому, что в моду вошли кроссоверы. Клиренс у них выше, внешний вид привлекательный. Однако к плюсам кузова универсал стоит отнести более низкий центр тяжести, маленький вес, уменьшенный клиренс и ряд других положительных моментов.