Крестьяне вокруг Запорожской Сечи, оседлые казаки, в основном занимались земледелием, торговлей, охотой, рыболовством, и скотоводством. В состав Сечи они не входили. Жили на хуторах-зимовниках. В походы брали, только, в случае крайней нужды. Зато оседлые обеспечивали запорожцев всем необходимым.
Крестьяне были вольными и свободными, ни от кого не зависели. Защитить себя также могли, имели всегда под рукой оружие, которым неплохо умели владеть.
Повседневная жизнь и питание оседлых зависели от сезонных условий, доступных ресурсов и традиционных обычаев. Рассмотрим более детально их образ жизни и рацион🥗🥗🥗.
🔸 Образ жизни
1. Жилище:
- Крестьяне, как правило, жили в простых домах, построенных из дерева или соломы. Дома обычно имели одну или две комнаты с печью, которая служила для обогрева и приготовления пищи.
- Внутри дома были простые деревянные или глиняные предметы мебели: столы, скамьи, кровати. Часто в доме хранили запасы продуктов и инструменты для работы.
2. Земледелие:
- Основным занятием крестьян было земледелие. Обрабатывали землю, сеяли зерновые культуры (пшеницу, рожь, ячмень), а также овощи (капусту, морковь, свеклу) и фрукты (яблоки, груши).
- Использование плуга и других простых орудий труда позволяло им эффективно обрабатывать поля.
3. Скотоводство:
- Крестьяне также занимались скотоводством, разводя коров, овец, свиней и кур. Животные обеспечивали их молоком, мясом, яйцами и шерстью.
- Оседлые казаки часто держали небольшие стада, что позволяло иметь постоянный источник пищи и дохода.
🔸 Питание
Рацион крестьян был довольно простым и зависел от сезона:
1. Зерновые:
- Основой питания были хлеб и каша. Хлеб чаще всего пекли из ржаной или на праздники из пшеничной муки (такой назывался Паляница), а каши готовили из различных зерновых (пшеницы, ячменя, гречки).
- Каши могли быть как сладкими (с добавлением меда или ягод), так и солеными (с мясом или овощами).
Комбинированным блюдом были вареники. Что интересно, казаки позаимствовали Вареники у турок. У них назывался Дюшбара. Турки готовили её только с мясом. А оседлые казаки еще и сметану начали добавлять. Благо, хватало!
На Новый Год девушки-казачки готовили "гадальные" вареники - клали перец, или что другое. И кому попадется вареник с такой начинкой, выйдет замуж.
2. Овощи и фрукты:
- Овощи занимали важное место в рационе. Крестьяне использовали сезонные овощи, такие как капуста, морковь, редька, лук и чеснок.
- Фрукты, собранные с деревьев, также употреблялись в свежем виде или использовались для приготовления варенья и компотов.
3. Мясо и рыба:
- Мясо не всегда было доступно, и его употребляли в основном в праздники или во время особых событий. Чаще всего это было мясо свиней или птицы. Зато куриных яиц казакам хватало. Ну и куда же без шмата сала, без которого не обходилась ни одна трапеза казака.
Причем популярность сала возникла не просто так: османы и татары в набегах забирали практически все и угоняли весь скот. Свинину никогда, так как были правоверными мусульманами. Так что свиньи были основным видом скота. А чтобы сохранить что-то от осман, то натирали салом.
- Рыба была важной частью рациона, особенно вблизи рек и озер. Крестьяне ловили рыбу, а также использовали её в качестве основного источника белка в определенные сезоны.
4. Молочные продукты:
- Молоко, творог и сыр были важными источниками питания. Крестьяне часто готовили из молока различные продукты, которые могли храниться длительное время.
5. Напитки:
- Основным напитком было молоко, а также квас и вода. Вино употребляли реже, в основном на праздниках.
Зато стопку горилки употребляли почаще. Название горилки происходит от способа проверки - поджигали, синее пламя говорило о том, что не "сивушная". При этом горилку не фильтровали, была мутноватой. Хорошо продавали, паны и бояре называли "черкасским вином".
Среди бурсаков, то есть школяров, а потом и горожан горилку часто называли Оковита. Студиозы, которые изучали латынь, в кабаках, в шутку называли горилку аква вита (вода жизни). А простые горожане, которые латыни не знали, слышали аква вита, повторяли на свой манер, получилась оковита.
🔸 Социальная жизнь
Крестьяне в окрестностях Запорожской Сечи также участвовали в общинной жизни, где важную роль играли традиции и обычаи. Праздники и обряды, связанные с земледелием, сбором урожая и другими важными событиями, объединяли людей и укрепляли общинные связи.
Таким образом, жизнь крестьян вокруг Запорожской Сечи была неразрывно связана с природой, сезонностью и традициями. Их рацион был простым, но разнообразным, и отражал их трудолюбие и умение использовать доступные ресурсы.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!