Найти тему

Как модифицировали "УАЗы" для экспорта в другие страны во времена СССР

Оглавление

В эпоху Советского Союза автомобили Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) активно поставлялись на экспорт, в том числе и в страны Западной Европы. Однако для того, чтобы соответствовать местным требованиям и предпочтениям, эти внедорожники подвергались заметным изменениям и доработкам.

Советские граждане, как правило, не были осведомлены о таких нюансах экспортного производства. Для них "УАЗы" оставались привычными и неизменными моделями, которые выпускались для внутреннего рынка. Но за пределами страны Советов эти автомобили могли заметно отличаться от своих "собратьев", собранных для потребителей в СССР.

Запретный плод

В советские времена ульяновские внедорожники практически не продавались гражданам Союза. Редкие частные машины, встречавшиеся на дорогах в те годы, были приобретены лишь по особым разрешениям. Даже сильно поношенные УАЗ-469, списанные из государственных предприятий или колхозов, купить можно было только с соответствующими разрешениями. А о владении "буханками" и прочими грузовиками или автобусами в частном порядке не могло быть и речи.

Многие советские граждане мечтали об ульяновских автомобилях повышенной проходимости и завидовали иностранцам, которые могли их приобретать свободно. Однако мало кто знал, что за границей эти "козлы" и "буханки" еще и подвергались серьезным модификациям. Узнай советские люди об этом, их зависть стала бы еще сильнее!

Роскошь для иностранцев

-2

Что именно не хватало ульяновским машинам для устойчивых продаж за рубежом? Фактически, им недоставало практически всего, кроме прочной рамы, полного привода с понижающей передачей и простой, ремонтопригодной конструкции. Ведь базовые "УАЗы" обладали аскетичным кузовом с брезентовой крышей, единственным не самым мощным и современным двигателем, посредственной окраской и антикоррозийной обработкой, а также спартанским интерьером.

Конечно, такие машины в базовом исполнении тоже продавались за границей. Но фирмы, всерьез взявшиеся за продвижение "УАЗов" на западных рынках, пытались их "облагородить" насколько это было возможно. Они стремились существенно модернизировать и улучшить эти внедорожники, чтобы сделать их более привлекательными для иностранных покупателей.

Особенно в деле адаптации ульяновских машин под запросы зарубежных покупателей преуспела итальянская фирма Martorelli. Братья Марторелли, владевшие этой компанией, начали торговать советскими автомобилями и мотоциклами Днепр еще с 1969 года. Первой ульяновской моделью, продававшейся в Италии, был еще ГАЗ-69, но наибольших успехов итальянцы достигли с моделью 469.

В Италии машины, как правило, перекрашивали, причем некоторые – в металлические оттенки. Ставили более привлекательные колесные диски и импортные шины. С интерьером особо не "разгуливались", но руль и сиденья все же зачастую меняли.

Часть автомобилей продавалась в стандартном варианте – с тентом, но не с советским брезентом, а с более симпатичным и практичным. Многие "УАЗы" оснащали привлекательными пластиковыми крышами с боковыми окнами.

По специальному заказу фирма Martorelli предлагала клиентам "кенгурятники", дополнительные фары, лебедки. Дилер советских машин особо подчеркивал, что готов работать с каждым покупателем и учитывать любые индивидуальные требования.

Даже в социалистических странах "УАЗ-469" старались облагораживать. Так, этим занимались в Югославии, Польше, Чехии. Принципы были аналогичны итальянским: перекраска, установка нормальных крыш, некоторое улучшение интерьера.

Превосходство советских машин для иностранцев

Естественно, многим зарубежным покупателям не нравился советский двигатель мощностью 72 л.с. в бензиновом УАЗ. Под капотом этих машин больше подходил дизель – сильнее и экономичнее. Европейские дилеры устанавливали такие моторы.

Например, в польские УАЗ устанавливали дизель Andoria, произведенный на местном заводе. Этот двигатель объемом 2,4 л развивал мощность 75 л.с. Позднее в советские автомобили начали ставить и более мощный вариант Andoria мощностью 115 л.с. с турбонаддувом. Однако самыми популярными в Европе были дизели Peugeot. Такие моторы устанавливали в УАЗ-3151, особенно в Чехословакии и Италии. Французский дизель с объемом 2,5 л имел 72 л.с. мощности в базовой версии.

Итальянская компания Martorelli лидировала по количеству предлагаемых моторов. Помимо Peugeot, ставили и итальянский дизель Venturi Motori (VM) объемом 2,4 л и мощностью 100 л.с. с турбонаддувом. Например, в 1990-1991 годах завод предлагал модель УАЗ-31517 с таким двигателем на советском рынке, но спрос оказался низким из-за высокой цены.

В Италии даже была версия Racing с двигателем FIAT объемом 2 л и мощностью в 112 л.с. Братья Марторелли использовали такие машины с усиленными полуосями на местных внедорожных гонках, достигая впечатляющих результатов.

-3

UAZ made in USA

Интересный проект модернизации УАЗ (правда, реализованный уже в конце 1990-х годов) был начат компанией UAZ of America из штата Вирджиния. УАЗ-31512 был покрашен в другой цвет, сохранена мягкая крыша, но заменена более современной тканью. Также автомобиль был оснащен стильными колесами с качественными шинами.

Однако главным изменением был установленный американскими разработчиками V6 двигатель объемом 4,3 литра и мощностью 184 лошадиных сил. В России данный двигатель был известен благодаря Chevrolet Blazer, который собирался на заводе в Елабуге.

Вместе с мощным двигателем в США планировали устанавливать пятиступенчатую коробку передач от Borg Warner и дисковые тормоза. В рекламе анонсировались также различные внедорожные аксессуары. Однако романтическая идея внедрения "козлика" на американский рынок была быстро закрыта.

-4

"Буханка" получает новое начинку

Несмотря на свое необычное название, фургоны, известные как "буханки", и даже бортовые грузовики, которые в Советском Союзе называли "головастиками", продавались и в Западной Европе, включая Великобританию. Эти автомобили продавались под именем Trekmaster, а на некоторых экземплярах стояла даже марка Belaz.

Хоть и в небольшом количестве, "буханки" до сих пор встречаются на Туманном Альбионе, хотя и в довольно плачевном состоянии. Сначала в Британию поставлялись версии с обычным левым рулем, так как Ульяновский завод, производивший эти автомобили, не выпускал праворульные модели. Позже продавались и праворульные машины, вероятно, переделанные местными дилерами.

Помимо бортовых грузовиков, в Великобританию поставлялись и самосвалы, хотя Ульяновский завод их не производил. Позже аналогичные автомобили пытался наладить Саранский завод самосвалов. Кроме того, УАЗы использовались в качестве карет скорой помощи.

Наиболее значительный вклад в модернизацию "буханок" внесли итальянцы. Они устанавливали на некоторые машины дизельные двигатели Peugeot объемом 2,3 л и мощностью 70 л.с. Но самое главное, что итальянцы создавали на базе УАЗов кемперы – как с увеличенной крышей, так и с отдельными жилыми модулями, оснащенными всеми необходимыми для передвижных домов удобствами.

"Taigah" – новое имя для УАЗа

-5

В 2000-х годах немецкая компания Baijah занималась продажей и тюнингом автомобилей УАЗ, предлагая покупателям модели семейств Patriot и Hunter. При этом Хантеры подвергались достаточно серьезной доработке.

Родные 2,7-литровые двигатели ЗМЗ мощностью 127 л.с. не изменяли, но устанавливали иные амортизаторы и усилитель руля, а также уделяли внимание дизайну и аксессуарам.

Пока существует УАЗ, будут находиться люди, адаптирующие его автомобили под самые разные нужды.

Детали для доработки УАЗа можно приобрести в интернет-магазине MetalPart

Запчасти для УАЗ и ГАЗ | Интернет-магазин MetalPart

Авто
5,66 млн интересуются