В эпоху Советского Союза автомобили Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) активно поставлялись на экспорт, в том числе и в страны Западной Европы. Однако для того, чтобы соответствовать местным требованиям и предпочтениям, эти внедорожники подвергались заметным изменениям и доработкам.
Советские граждане, как правило, не были осведомлены о таких нюансах экспортного производства. Для них "УАЗы" оставались привычными и неизменными моделями, которые выпускались для внутреннего рынка. Но за пределами страны Советов эти автомобили могли заметно отличаться от своих "собратьев", собранных для потребителей в СССР.
Запретный плод
В советские времена ульяновские внедорожники практически не продавались гражданам Союза. Редкие частные машины, встречавшиеся на дорогах в те годы, были приобретены лишь по особым разрешениям. Даже сильно поношенные УАЗ-469, списанные из государственных предприятий или колхозов, купить можно было только с соответствующими разрешениями. А о владении "буханками" и прочими грузовиками или автобусами в частном порядке не могло быть и речи.
Многие советские граждане мечтали об ульяновских автомобилях повышенной проходимости и завидовали иностранцам, которые могли их приобретать свободно. Однако мало кто знал, что за границей эти "козлы" и "буханки" еще и подвергались серьезным модификациям. Узнай советские люди об этом, их зависть стала бы еще сильнее!
Роскошь для иностранцев
Что именно не хватало ульяновским машинам для устойчивых продаж за рубежом? Фактически, им недоставало практически всего, кроме прочной рамы, полного привода с понижающей передачей и простой, ремонтопригодной конструкции. Ведь базовые "УАЗы" обладали аскетичным кузовом с брезентовой крышей, единственным не самым мощным и современным двигателем, посредственной окраской и антикоррозийной обработкой, а также спартанским интерьером.
Конечно, такие машины в базовом исполнении тоже продавались за границей. Но фирмы, всерьез взявшиеся за продвижение "УАЗов" на западных рынках, пытались их "облагородить" насколько это было возможно. Они стремились существенно модернизировать и улучшить эти внедорожники, чтобы сделать их более привлекательными для иностранных покупателей.
Особенно в деле адаптации ульяновских машин под запросы зарубежных покупателей преуспела итальянская фирма Martorelli. Братья Марторелли, владевшие этой компанией, начали торговать советскими автомобилями и мотоциклами Днепр еще с 1969 года. Первой ульяновской моделью, продававшейся в Италии, был еще ГАЗ-69, но наибольших успехов итальянцы достигли с моделью 469.
В Италии машины, как правило, перекрашивали, причем некоторые – в металлические оттенки. Ставили более привлекательные колесные диски и импортные шины. С интерьером особо не "разгуливались", но руль и сиденья все же зачастую меняли.
Часть автомобилей продавалась в стандартном варианте – с тентом, но не с советским брезентом, а с более симпатичным и практичным. Многие "УАЗы" оснащали привлекательными пластиковыми крышами с боковыми окнами.
По специальному заказу фирма Martorelli предлагала клиентам "кенгурятники", дополнительные фары, лебедки. Дилер советских машин особо подчеркивал, что готов работать с каждым покупателем и учитывать любые индивидуальные требования.
Даже в социалистических странах "УАЗ-469" старались облагораживать. Так, этим занимались в Югославии, Польше, Чехии. Принципы были аналогичны итальянским: перекраска, установка нормальных крыш, некоторое улучшение интерьера.
Превосходство советских машин для иностранцев
Естественно, многим зарубежным покупателям не нравился советский двигатель мощностью 72 л.с. в бензиновом УАЗ. Под капотом этих машин больше подходил дизель – сильнее и экономичнее. Европейские дилеры устанавливали такие моторы.
Например, в польские УАЗ устанавливали дизель Andoria, произведенный на местном заводе. Этот двигатель объемом 2,4 л развивал мощность 75 л.с. Позднее в советские автомобили начали ставить и более мощный вариант Andoria мощностью 115 л.с. с турбонаддувом. Однако самыми популярными в Европе были дизели Peugeot. Такие моторы устанавливали в УАЗ-3151, особенно в Чехословакии и Италии. Французский дизель с объемом 2,5 л имел 72 л.с. мощности в базовой версии.
Итальянская компания Martorelli лидировала по количеству предлагаемых моторов. Помимо Peugeot, ставили и итальянский дизель Venturi Motori (VM) объемом 2,4 л и мощностью 100 л.с. с турбонаддувом. Например, в 1990-1991 годах завод предлагал модель УАЗ-31517 с таким двигателем на советском рынке, но спрос оказался низким из-за высокой цены.
В Италии даже была версия Racing с двигателем FIAT объемом 2 л и мощностью в 112 л.с. Братья Марторелли использовали такие машины с усиленными полуосями на местных внедорожных гонках, достигая впечатляющих результатов.
UAZ made in USA
Интересный проект модернизации УАЗ (правда, реализованный уже в конце 1990-х годов) был начат компанией UAZ of America из штата Вирджиния. УАЗ-31512 был покрашен в другой цвет, сохранена мягкая крыша, но заменена более современной тканью. Также автомобиль был оснащен стильными колесами с качественными шинами.
Однако главным изменением был установленный американскими разработчиками V6 двигатель объемом 4,3 литра и мощностью 184 лошадиных сил. В России данный двигатель был известен благодаря Chevrolet Blazer, который собирался на заводе в Елабуге.
Вместе с мощным двигателем в США планировали устанавливать пятиступенчатую коробку передач от Borg Warner и дисковые тормоза. В рекламе анонсировались также различные внедорожные аксессуары. Однако романтическая идея внедрения "козлика" на американский рынок была быстро закрыта.
"Буханка" получает новое начинку
Несмотря на свое необычное название, фургоны, известные как "буханки", и даже бортовые грузовики, которые в Советском Союзе называли "головастиками", продавались и в Западной Европе, включая Великобританию. Эти автомобили продавались под именем Trekmaster, а на некоторых экземплярах стояла даже марка Belaz.
Хоть и в небольшом количестве, "буханки" до сих пор встречаются на Туманном Альбионе, хотя и в довольно плачевном состоянии. Сначала в Британию поставлялись версии с обычным левым рулем, так как Ульяновский завод, производивший эти автомобили, не выпускал праворульные модели. Позже продавались и праворульные машины, вероятно, переделанные местными дилерами.
Помимо бортовых грузовиков, в Великобританию поставлялись и самосвалы, хотя Ульяновский завод их не производил. Позже аналогичные автомобили пытался наладить Саранский завод самосвалов. Кроме того, УАЗы использовались в качестве карет скорой помощи.
Наиболее значительный вклад в модернизацию "буханок" внесли итальянцы. Они устанавливали на некоторые машины дизельные двигатели Peugeot объемом 2,3 л и мощностью 70 л.с. Но самое главное, что итальянцы создавали на базе УАЗов кемперы – как с увеличенной крышей, так и с отдельными жилыми модулями, оснащенными всеми необходимыми для передвижных домов удобствами.
"Taigah" – новое имя для УАЗа
В 2000-х годах немецкая компания Baijah занималась продажей и тюнингом автомобилей УАЗ, предлагая покупателям модели семейств Patriot и Hunter. При этом Хантеры подвергались достаточно серьезной доработке.
Родные 2,7-литровые двигатели ЗМЗ мощностью 127 л.с. не изменяли, но устанавливали иные амортизаторы и усилитель руля, а также уделяли внимание дизайну и аксессуарам.
Пока существует УАЗ, будут находиться люди, адаптирующие его автомобили под самые разные нужды.
Детали для доработки УАЗа можно приобрести в интернет-магазине MetalPart