Наверняка некоторые скажут, как ты вообще можешь сравнивать Китай и Россию. Там не только автомобильная, а почти каждая отрасль развита хорошо. Тем не менее раньше китайские машины были лишь пародией, и со временем они заметно подняли уровень.
Да, и сейчас мы не наблюдаем новых ВАЗ 2107 и 2106 на наших дорогах, но если провести простую аналогию, то КНР в разы выпускает машины лучше, чем мы, при этом действия четко и правильно.
Безусловно, сразу отпадают такие вопросы, как финансирование, инженеры, заводы и т.п. Всё это имеется в нашей стране, но тогда логичный вопрос, а в чём же проблемы. Я думаю каждый знает ответ на этот вопрос, но давайте разберёмся более детально.
Для того чтобы полноценно можно было что-то сравнивать, нужно разобрать каждую сторону.
АвтоВАЗ
Кто бы что ни говорил, но такое предприятие должно быть в нашей стране. Да, они делают далеко не современные автомобили, очень мало своего производства, но если вам понадобится новый и дешевый авто, то вы можете прийти в салон и купить Грану за миллион рублей на гарантии (конкуренты будут явно дороже).
И тут люди делятся на две категории, первые утверждают, что Гранта отличное соотношение цены и качества, а другие крайне возмущены ценой. Спорить про это можно долго и много, но если взглянуть на статистику, то практически каждый месяц Гранта занимает первое место по продажам.
Отсюда мы делаем вывод, что каким бы несовременный автомобиль ни был, его покупали и будут покупать. Даже если вспомнить тот момент, когда она осталась без большинства современных систем и подушек безопасности, её все равно покупали.
Что же касается остального сегмента типа Весты, Нивы и новинок Искры и Ауры, то можно сказать, что завод хоть как-то, но пытается развиваться. Я понимаю, что это очень малая часть, но к сожалению, только так.
Иногда я задаю вопрос под постами, где спрашиваю, а нужно ли АвтоВАЗу развитие, на что получаю почти всегда ответ: нет. В основном люди хотят простых и доступных машин, без современных систем и прочего. Тем более на АвтоВАЗе есть один интересный момент.
Кода было сотрудничество с компанией Renault, то машины хоть как-то, но начинали осовремениваться, да и качество заметно выросло.
Далее пришёл 2022 год и автомобили лишились части систем, однако стоимость машин, по логике, должна была снизиться, но она выросла. Когда опции начали возвращаться, дрожание также продолжилось, мистика. Суть посыла вы поняли, но как КНР удалось наладить своё автомобилестроение.
Китайский автопром
Ранее было смешно смотреть на машины из КНР. Они были непримечательные, быстро гнили, техническая часть была не очень, но, так или иначе, находились люди кто их покупал. Но как же так получилось, что из старых Chery Amulet, FAW или Geely, мы теперь наблюдаем неплохие иномарки?
Дело в том, что большая заслуга благодаря частным компаниям, которые заключали договора с известными брендами, воровали чертежи, в общем проявляли сообразительность. Ведь если изобретать не получается, нужно брать то, что уже работает. Так что давайте перейдем к основным причинам, которые принесли им успех.
4 главные причины
Работает, повторяй
Как бы это ни казалось странным, но велосипед уже изобретен. В нашем контексте это означает, что есть европейские автомобили, которые пользуются спросом. Следовательно, нужно делать также и успех придёт, так и случилось. Я думаю многие помнят те времена, когда китайские машины начали походить на европейские или японские. Свои плоды это принесло, и продажи значительно выросли.
Полезные связи
Просто взять и скопировать машину очень мало, а местные разработки не совсем надежны. Тогда автомобильные компании начали приглашать к себе на работу людей, кто уже достигли высот. Некоторые начали сотрудничать с итальянским дизайнерами, кто-то стал партнёром MW, третьи купили Volvo и т.д. Суть в том, что есть уже успешные компании или люди, так почему бы не перенять их на свою сторону и это кратно увеличило продажи.
Ресурсы
Китай очень много инвестирует в своё автомобильное производство. Именно поэтому мы видим в России только один завод Haval и всё, хотя активно у нас они продают два года, могли и больше компании пустить на наш рынок (отверточную сборку я в расчет не беру). Так вот Китай в первую очередь, сосредоточен на своём производстве. Поэтому он сам разрабатывает электронику, краску, компоненты, да практически всё.
Много машин
Свой рынок они уже обеспечили, российский тоже, теперь они активно пытаются занять Европейский. Однозначно сделать это будет крайне непросто, но наверняка из всего их обилия автомобильных брендов, 1-2 может вырвется в ТОП продаж (со временем).
АвтоВАЗ мог, но не захотел
И вот теперь возникает логичный вопрос: пункты очевидные, разве в нашей стране не могли сделать так же? Конечно же могли, и даже одно время пыталась купить Opel, но всё дальше разговоров никуда не пошло.
Инвестиции идут хорошие, умные люди, которые могут что-то разработать тоже есть, следовательно, делаем вывод, что управление не заинтересовано в развитии.
Им проще сидеть, выпускать то, что работает и не напрягаться. Поэтому раньше возможностей было гораздо больше, чем сейчас, и начни развивать своё производство в 2000-х годах, кто знает, каким бы оно было сейчас.
А ведь только представьте, если АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ или Москвич пошли по пути Chery или Geely. Какие машины они бы выпускали сейчас. Однако это всего лишь мысли, догадки и желания.
Лично мне безусловно хочется, чтоб наш автопром был хорошим и продавался с большим успехом в других странах. Чтобы люди ассоциировали Весту хотя бы с Solaris или Rio.